На перекрестке
Проволока в дизайне
Мебель, сплетенная из металлической проволоки, появилась в коллекциях всех дизайнерских брендов. С проволокой работают и хулиганистые бразильцы братья Кампана, и скандальный Фабио Новембре, и проповедующая этнику Паола Навоне. Им не откажешь в изобретательности: проволока гнется и режется, паяется и красится. Кто-то обыгрывает мотив клетки, заявленный в творчестве Макса Эрнста, художника-сюрреалиста начала XX века, также проектировавшего мебель. Он предлагал смельчакам почивать в кровати, изголовье и изножье которой были сделаны в виде решеток, напоминающих камеру заключения. Кто-то интерпретирует индонезийскую плетенку из ротанга. Кто-то использует идею натяжения нитей, как в ткацком станке.
Такие конструкции, безусловно, «неологизм». История приема ограничивается XX веком, и из наиболее характерных примеров можно вспомнить стулья Макинтоша с решетчатой спинкой, мебель Коломана Мозера, видного представителя австрийского ар-нуво, и минималистские шезлонги Рене Эрбста. Макинтош и Мозер использовали дерево, Эрбст - эластичные нити. Первые же примеры бескомпромиссного применения металлической проволоки встречаются только в середине столетия. Вспомним кресло Diamond из стальной сетки, выпущенное по дизайну Гарри Бертойя фабрикой KNOLL в начале 1950-х годов.
Такая мебель более чем обязательна в лофтах и минималистских резиденциях. Ей нужно пространство, нужен фон. Она придется по вкусу эстетам, любящим искусство ради искусства, ведь красота не всегда идет об руку с комфортом. Так, братья Кампана, создатели проволочного хаоса для марки EDRA, признаются, что сидеть на их сумасшедших креслах ох как неудобно.