Необыкновенная история
особняк общей площадью 2167 м2
И все же дворец, который сейчас перед вами, необыкновенный. Это видно невооруженным глазом. Трудно сразу подобрать определения, которые вполне могли бы ему соответствовать. Все слова мгновенно блекнут и проигрывают рядом с изображением…
Глядя на фасад здания, на регулярный парк с площадью перед фасадом, вспоминаешь сразу несколько памятников-прототипов. Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергофский дворец и, наконец, Зимний - с его колонной-столпом, который, словно огромная булавка, скрепляет небо и землю. Колонну, как и Александрийский столп, венчает фигура ангела. Здесь ангел поддерживает правой рукой императора Николая II, левой рукой осеняет крестом венценосного мученика. Собственно, весь архитектурный ансамбль посвящен, по большому счету, теме русской монархии вообще и последнему русскому царю в частности. Выполненный в стиле русское барокко и имеющий в сердцевине идеологии судьбу царя-страстотерпца (домовый храм освящен в его честь), дом, тем не менее, не является ретроспекцией в русскую историю. Напротив, смысл этого грандиозного замысла обращен в сегодня, к современнику, и в будущее: дворец сияет на берегу реки в старинном поселке под Петербургом как мечта, ставшая явью, как переписанная набело история, как открытая книга…
15 лет назад состоялся первый совместный проект архитектора и заказчика - квартира в стиле русское барокко в Петербурге. Когда спустя 10 лет хозяин сделал заказ на загородный дом, со стилем было ясно сразу: только русское барокко, пышный, праздничный дворцовый стиль. Заказчик родом из старого дачного поселка Вырица под Петербургом, поэтому с выбором места для строительства дома никто не сомневался. На этапе эскизного проектирования использовались новейшие и традиционные технологии. Были разработаны компьютерные трехмерные модели здания и вместе с тем были сделаны традиционные бумажные макеты. Это позволило до совершенства отточить пропорции дворца. А далее проект развивался нестандартным образом: дом и его рабочие чертежи буквально вырастали вместе! Когда строили цоколь, тогда делались рабочие чертежи первого этажа; пока строили первый - второго… и так до конька крыши.
Особняк рассчитан на представительские функции - прием высокопоставленных гостей, поэтому планировка и декор призваны поражать посетителей - архитектурными объемами, высотой залов (высота потолка в большом зале - 14 метров), торжественностью мраморной лестницы, пышным убранством потолка, колонн, стен. Для отделки использованы исключительно натуральные материалы и только старинные технологии. Можно сказать, что это первый истинно мраморный дворец в окрестностях Санкт-Петербурга. Площадь мозаичных мраморных полов более 600 квадратных метров. Из мрамора сделаны колонны, камины и пилястры в зале, фойе, облицовка стен первого этажа, лестницы и скульптуры, выполненные лучшими мастерами Италии и России. Второй этаж задуман в виде открытых галерей, которые обрамляют овальный двусветный зал и создают большое зрительное пространство. Центральную галерею украшают черные мраморные пятиметровые рыцари-гиганты.
У автора проекта несколько специальностей, в том числе - художник-реставратор монументальной живописи. В его послужном списке, например, работа по восстановлению фресок Александро-Свирского монастыря. А реставрация живописи всегда находится в тесной связи со всеми строительными процессами. И здесь, в этом объекте, все выдержано так же технологически строго и стилистически безупречно. Цвет, резьба, лепнина, скульптура - все элементы этого плотно декорированного пространства разрабатывались множеством мастеров по эскизам Игоря Гремицкого. Мрамор для скульптуры автор проекта выбирал лично: в Италии поднимался в горы Карары в карьер и показывал мастерам, какой кусок нужно вырубить.
Поскольку дворец представительский, рассчитанный на рассматривание и даже прогулки по нему, автор проекта предусмотрел смену зрительных впечатлений. По мере продвижения из цокольного этажа (тренировочный и рыцарский залы в "холодном" романском стиле, где присутствуют мрамор 19 сортов, гранит с российских месторождений и где царит полумрак) наверх, в большой, залитый светом овальный зал и ореховую гостиную, зритель встречает множество декоративных переходов и художественных "сценариев". Тяжелые римские колонны с лаконичными (почти египетскими) капителями сменяются мраморными рыцарями-атлантами, галантными сценами настенной живописи, роскошными плафонами и рассыпанными всюду туго завитыми барочными гроздьями лепнины и ковки.
Автор проекта архитектор Игорь Гремицкий: "Сложность была в том, чтобы создать в интерьере ощущение огромного объема (изнутри больше, чем снаружи), так как у нас были ограничения по площади строительства. Кроме того, мы стремились к тому, чтобы в декоре не было повторов, чтобы шаг за шагом пространство открывалось зрителю неожиданно, насыщенно, ярко, по-новому, хотя ведущий стиль один - русское барокко"