Новое "лицо"
московская квартира общей площадью 90,6 м2 Юлия Вишнепольская, Андрей Карцев, Александр Полковников
Квартира, о которой мы хотим вам рассказать, интересна не перевоплощением, не изменением своего облика или статуса. Ее хозяева живут в этих стенах многие годы и любовно дорожат как традициями семьи, так и неповторимой атмосферой старого московского дома. Но время берет свое: ветшает мебель, требуют замены обои, хочется впустить в свой быт достижения цивилизации. В общем, со всей неотвратимостью надвигается неуютное и малопредсказуемое действо, имя которому - ремонт
Если вдуматься, этот интерьер родился из множества вполне объективных противоречий. Противоречие номер один: нежелание хозяев нарушать родную старину - и понимание необходимости ремонта. Из этого следует, казалось бы, разумное решение: сделать ремонт по минимуму, чисто косметически.
Но тут властно заявляет о себе противоречие номер два: оберегая дом от современности (если, конечно, речь не идет о сугубо антикварной, музейной обстановке), вы неизбежно теряете в уровне жизни. Квартира из солидной и дорогой превращается в старомодную, а из традиционной - в застывшую. Ины-ми словами, чтобы продолжать жить на прежнем уровне, сохраняя неизменными статус и стиль, приходится время от времени обновлять свой дом.
Теперь немного о хозяевах, точнее - о хозяйках.
Квартирой владеют две самостоятельные энергичные дамы - мать и дочь. И несмотря на то, что их взаимоотношениям можно лишь позавидовать, это закладывало в проект будущего жилья следующее - уже третье - противоречие. Как объединить под одной крышей два равноправных мира, не обделив ни один из них?
Стоит ли говорить, что когда в доме появились архитекторы, противоречий прибавилось? Причем обычная диагональ "архитектор - активный заказчик" в данном случае дополнилась еще одной - "мужское - женское восприятие".
А дальше произошло чудо. Когда количество противоречий, что называется, перевалило через край, они вдруг отошли в тень. А на первый план выдвинулась общая цель: найти в многоголосии требований золотую середину и создать традиционную, старомосковскую, но адаптированную к современности квартиру. Где было бы уютно всем, в том числе бесконечным гостям. Где невозможно соскучиться - хотя бы потому, что каждое помещение несет свое настроение.
И все же чтобы это был единый дом - теплый, разный, но не распадающийся на изолированные миры. И цель была достигнута. Сейчас вы узнаете, как именно.
Для начала были сломаны все старые стены, поскольку они отжили свой век и сыпались. Затем возникли новые стены и несколько новых помещений. Например, прихожая. Раньше входящий сразу оказывался в просторном холле, а теперь у него появилась возможность снять пальто и привести себя в порядок перед зеркалом. Кстати, обратите внимание на мебель в прихожей (испанский комплект из зеркала, подзеркальника и вешалки, так и называющийся - "Прихожая"). Готовую мебель "присмотрела" старшая хозяйка. "Мужской половине" архитекторов выбор катего-рически не понравился. Но потом, когда "женское восприятие" победило, родилось общее мнение, что мебель - да, все-таки вписалась в стиль квартиры. И старые, родные хозяйкам предметы "согласились" с предложенным соседством.
Направляясь из прихожей в холл, сложно оценить размеры эксклюзивных шкафов, простирающихся по левую руку. Но, можете поверить, эти емкие двухъярусные сооружения не только безукоризненно хороши собой (дубовый массив, изысканный дизайн), но и способны поглотить существенную часть гардероба хозяек.
Торжественно-нарядный холл - основная "развязка" квартиры: в него выходят двери всех комнат. Кроме того, здесь пролегает граница между парадной и частной половиной дома. Сам холл по всем признакам тяготеет к парадной зоне. Эта принадлежность подчеркнута не только представительской стилистикой, но и отделкой пола: как и во всей парадной половине, он покрыт плиткой (в данном случае розовым керамическим гранитом с мраморными вставками). Растительный орнамент, использованный в оформлении пола, повторен во фризе и не напрямую, намеком перекликается с линиями изящной люстры.
Парадная половина продолжается в зале, который сложно обозначить одним словом (на плане он назван гостиной-столовой). Если стремиться к точности, то здесь же, менее чем на тридцати метрах, уместилась еще и библиотека, а в торце столовой имеется кухонная зона. Впрочем, по желанию хозяек, удачно воплощенному архитекторами, признаки кухни сведены к минимуму. Обратите внимание: кухонная мебель формой и цветом сочетается с мебелью гостиной и с обводами подвесного потолка. В результате присутствие необходимых кухонных предметов не снизило торжественную нарядность зала. Многослойные зеленые шторы, картины на стенах, мягкая мебель, книги, множество антикварных предметов - все это создает атмосферу изысканной праздничности, женственности и уюта. Что, собственно, и требовалось.
Разделение зала на столовую и гостиную осуществляется не только разной по функциям мебелью (в столовой это, конечно, стол со стульями, в гостиной - диван и кресла).
"Разделительную" роль играют и преобладающие материалы. Так, в гостиной главенствует дерево, из которого изготовлен великолепный буфет и шкаф библиотеки. Столовая же радует взгляд зеленым мрамором столешниц. Впрочем, при желании можно глухо разгородить две комнаты тяжелой занавесью. Это важно, если учесть, что гости порой разбиваются на группки, а иногда кому-то просто хочется отдохнуть от общего застолья.
Но истинное изумление на грани шока гость испытывает, направившись в ванную комнату.., а попав в будуар из самых заветных дамских грез. Он кажется огромным (пространство раздвинуто двумя большими зеркалами - фронтальным и боковым). Здесь есть все, о чем мечтает женщина: место для парфюмерии и косметики, телефона и телевизора, банкетка, размеры которой позволяют не только присесть, но и изящно прилечь. Умывальник поражает роскошью отделки (разнообразно-розовый кварцит, золото).
А рядом - проход в ванную, выложенную плиткой глубокого зеленого и ослепительного белого цвета. Угадайте, до-рогой читатель, кто был категорически против будуара, а потом все-таки "сдался"? Конечно, не женщины. И все же характеры хозяек по-настоящему проявились не в парадных комнатах и даже не в будуаре. Судите сами: перед нами - спальни.
Сразу оговоримся: если для матери спальня - это место отдыха и полного отключения от напряженной деловой жизни, то комната дочери-студентки выполняет также функции кабинета.
Итак, строгие силуэты мебели на фоне светлых стен, книги, многослойные, но сдержанные по цвету шторы - мы в комнате дочери. Атмосфера умиротворенного спокойствия и сосредоточенности. Ничего лишнего. Что ж, здесь вполне можно и поработать, и отдохнуть от светской жизни.
Спальня матери, выполненная в духе рококо, разительно контрастирует с комнатой дочери.
Удивительно, сколь непохожие условия нужны двум этим близким людям для релаксации. Комната старшей хозяйки впечатляет роскошью, но в то же время в ней уютно, не даром "домашнее" имя спальни - шкатулка. И еще одна характерная особенность: все здесь продумано до мельчайших, едва ли не ювелирных деталей. Так, линия на покрывале перекликается с линией люстры, а, скажем, очертания фронта мебели вторят шторам и т. д. Продуманы оттенки цвета и варианты освещенности, игра масштабов помещения и расстановка акцентов. Напряженная работа над обликом "шкатулки" еще не закончена, хотя в квартире уже несколько месяцев живут.
Веселье и грусть, задумчивость и праздничная приподнятость - как хорошо, когда все это удается вместить в одном доме! И как непросто это сделать - работа велась в квартире целый год. Но результат, кажется, устроил и заказчиков, и архитекторов. Не говоря уж о квартире, жизнь которой вышла на новый, современный виток.