От альфы до омеги
двухуровневая квартира (290 м2)
Этот жемчужный, светящийся интерьер напоминает об облачном питерском небе и настраивает на поэтический лад. И это при всем присущем ему лаконизме, функциональности и даже прагматичности: тут и продуманная планировка, и выверенный свет, и элементы «умного дома». Впрочем, Андрей Шмонькин уверяет, что никакого противоречия тут нет. «Заказчик с семьей какое-то время жил в Англии, - вспоминает архитектор, - и ему был очень симпатичен английский традиционный интерьер: по духу - если не королева Виктория (викторианский интерьер уж слишком плотный), то Шерлок Холмс точно. Я же предложил обратиться к наследию английских архитекторов Войси (Voysey) и Лютенса (Lutens). Это тонкая изящная архитектура конца XIX века, эпохи модерна, по времени - перед Макинтошем и не столь узнаваемая, как стиль макинтош. Но, собственно, и Чарльз Ренни Макинтош тоже занял свое место в этом ряду классиков: достаточно, допустим, посмотреть на лестницу с ее характерным обрамлением, чтобы понять, откуда цитата. Но только XIX веком мы с заказчиком не ограничились. Я предложил рассмотреть еще и классика минимализма Полсона (Polson), причем в одном контексте, на одной шкале с классиками эпохи модерна».
И тогда заказчик решил, что все-таки ему ближе современный интерьер, но не безлично-современный, а с английскими архитектурными корнями, такой, который многое «помнит». Например, пластика лестницы или рисунок шкафов отдаленно напоминают Макинтоша, а изысканная цветовая палитра - Войси. Хотя, в принципе, цитаты неявные (так и было задумано). По мысли архитектора, комфортное жилое помещение не должно быть энциклопедией архитектурных приемов. Здесь комфорт складывается из нескольких составляющих - грамотной планировки, мягкого дневного света, приятных для глаза оттенков цвета - белого, серовато-жемчужного, плотного серого (тут, кстати, петербургская природная палитра удачно пересекается с английской), а также цветов натурального дерева и мрамора. Здесь есть, например, великолепные мраморные панно в отделке кухни, которые даже как-то неловко называть фартуком. Мрамор этого же сорта, с изысканным естественным рисунком, обрамляет камин. «Я специально сделал большой светлый мраморный портал с маленькой черной «кляксой» топки, - говорит Андрей Шмонькин. - Благодаря такому разительному контрасту камин выглядит на удивление легко».
Но не только камин, еще более крупные объемы в этой квартире спроектированы так, что кажутся невесомыми. Санузел выделен в отдельный блок, висящий на металлических конструкциях. Он оторван от пола, и это ощущение усиливают зеркальный плинтус (внизу) и стеклоблоки (вверху). Лестница, похожая на огромную авангардистскую скульптуру, тоже висит, не примыкая к стене, и на первый взгляд кажется, что у нее нет точки опоры. Ощущение легкости и невесомости поддерживает и подсветка архитектурных объемов отраженным светом: когда свет включен, они кажутся просто парящими над полом.
Автор проекта Андрей Шмонькин: «Этот интерьер получился благодаря увлеченности заказчика Англией, благодаря питерскому облачному небу, благодаря классикам архитектуры и вдохновляющим пейзажам, которые открываются из окон квартиры - с самого верха многоэтажного дома, где она расположена»