От малого до великого
квартира в стиле ар–деко
Cегодня трудно поверить, что вначале это была самая обычная двухкомнатная квартира. Для полноты впечатления Наталья Леготина показывает фотографии на своем ноутбуке: кривые стены, косой пол, узкие дверные проемы... «При этом, - вспоминает Наталья, - хозяин хотел получить нечто большее, чем просто качественный дорогой ремонт, а именно исключительно индивидуальный интерьер, проработанный до мелочей, элегантный».
Вопрос, в каком стиле будет решено жилое пространство, хозяин предоставил решать декоратору. «Образ интерьера возник у меня сразу, - рассказывает Наталья. - Я представила себе открытое пространство в стиле ар-деко, элегантное, с элементом театральности, с характерными для той эпохи орнаментами. Сразу возникло представление о главных цветовых сочетаниях - темно-коричневого, бежевого, золотистого и брусничного... Дальше все происходило очень быстро: я сделала эскиз, заказчик тут же его утвердил, и работа началась».
В следующий раз хозяин появился на объекте, когда это был уже, собственно, не объект, а полностью завершенная и даже обжитая по виду квартира: развешены портьеры, разложены подушки, расставлены аксессуары. Наталья Леготина использовала в этом интерьере некоторые приемы, которые условно можно назвать театральными, - игру объемов (когда из небольшого темного холла попадаешь в открытое светлое пространство), эффектные проемы, потолки, порталы, фризы, продуманный, как в театре, свет и даже «занавес» (его роль играют шторы).
Все в квартире сделано таким образом, что, входя в нее, мы участвуем в заранее прописанном интерьерном сценарии. Вот мы включаем свет в холле. Через проем видим темную гостиную. Шторы открыты, поблескивают французские окна от пола до потолка. Но это иллюзия. На самом деле под окнами - состаренные зеркала, закрытые деревянной решеткой. Это они визуально «продлевают» окна до пола. Входя в гостиную, включаем свет и видим большое помещение - гостиную - кухню - столовую, а прямо за консолью в гостиной - спальню. (Кстати, для каждой из этих зон продуман свой сценарий освещения.) Росписи и витраж созданы по мотивам самых эффектных орнаментов стиля ар-деко; отчасти они напоминают театральные эскизы Бакста. Присев на кровать в спальне, из консоли можно выдвинуть полочку для ноутбука, отделанную кожей, тисненной под шагрень. Такой же кожей, очень приятной на ощупь, отделаны и внутренние поверхности встроенных шкафов. Экран телевизора виден не только из гостиной (это было бы слишком просто), а еще из спальни. Угол зрения выстроен так, что телевизор можно смотреть в кровати.
Мебель сделана по чертежам Натальи Леготиной на ее собственном производстве, и поэтому здесь учтено сразу много факторов - пропорции помещения, цветовые нюансы, тактильные ощущения. «Для меня очень важно было создать абсолютный комфорт, в том числе и на тактильном уровне, - рассказывает декоратор. - Поэтому и материалы я использовала исключительно приятные на ощупь: гладкий прохладный шелк, бархат, особым образом выделанную кожу». Пол в гостиной и в кухне - столовой отделан паркетом из мореного дуба. Это наряду с венге и эбеновым деревом один из любимых материалов эпохи ар-деко, когда в моду вошла экзотика.
В то время у публики возник огромный интерес к искусству Древнего Египта, и ар-деко охотно усвоил некоторые его приемы. Нечто подобное, только в очень опосредованном виде, мы найдем и здесь: симметричные граненые колонны при входе в гостиную, конструкция потолка в холле и ванной комнате, напоминающая пирамиду... И самое главное - эта игра с пространствами, когда из небольшого, загадочно освещенного помещения попадаешь в неожиданно большое и светлое... В контексте этой квартиры классический прием воспринимается как суперсовременный.
Автор проекта Наталья Леготина: «Сегодня многие предпочитают жить за городом. Так же и мой заказчик поселился в собственном доме в Подмосковье, а квартиру купил, чтобы иногда останавливаться в городе. Небольшая и задуманная как гостевая, она скоро стала полноценным жильем»