Приглашение в распахнутый мир
Самое удивительное в этом интерьере - легкость. Легкость, с которой вступаешь с ним в контакт, симпатия с первого взгляда, непринужденность восприятия. Даже немножко кажется, будто ты у себя дома. Только в том настоящем, подлинном доме, который вряд ли когда-нибудь осуществится, но который так приятно выдумывать и строить в своих фантазиях.
Площадь: 106 м2
Трудно поверить, но совсем недавно в этих же стенах размещалось совсем другое жилище, или даже "место жительства" - коммунальная квартира. Так что история предоставляет нам неоценимую возможность сравнения старого и нового. Ведь только в сравнении по-настоящему понимаешь, насколько квартира преобразилась: приобрела ли она новую манеру держаться и, наконец, нашла ли, вслед за своим хозяином, приятных гостей и благодарных зрителей.
Что обыкновенно представляет собой коммуналка?
Сурово расчерченное и спланированное для проживания единообразных масс пространство: сразу после входной двери - прямой коридор, справа и слева, строго симметрично, - двери в одинаковые комнаты, в конце коридора - общая кухня, являющая собой, согласно идее социального планирования, первичную организацию общения. Надо ли добавлять, что коридор темный, несмотря на обширность, тесный и неопрятный (пыльные антресоли, велосипед на гвозде, на тумбочке - общий телефон, стена вокруг которого густо покрыта именами и цифрами)? Малоприятная картина.
Теперь в квартире все по-другому. При перепланировке дизайнер отказался от квадратно-гнездового способа расположения помещений, от сомкнутого строя стен и диктата прямых углов. Отныне комнаты разнятся и по форме, и по объему. Они разместились несколько вразнобой, но не теряя взаимных обязательств, ибо сообщаются и "перетекают" друг в друга. Сглаженные углы, меняющийся уровень пола, большие зеркала, внутренние окна, витраж и арка - следы успешного поиска равновесия и связности пространства.
На фоне четко выдержанной желто-коричневой цветовой гаммы очень важны постоянные появления оттенков зеленого, блестки красного и орнаментальные вкрапления розового. Предметный ряд столь же разнообразен, сколь сдержан: обстановка, деревянные конструкции и чисто декоративные предметы удачно сочетаются с большими однотонными плоскостями стен, но не перегружают убранство комнат. Таким образом, первое и несомненное свойство данного интерьера - разнообразие при соблюдении равновесия и согласованности. И как результат - индивидуальность облика, которой в наше мишурное время обладает далеко не всякий сложный объект.
Получается, что основная заслуга дизайнера не в частностях, пусть даже значимых, - не в появлении новых объемов и форм, не в ином распределении света (то есть цвета и настроения) и не в своеобразном расположении комнат, - а в создании нового лица квартиры. Пусть не вполне пока понятны, но бесспорно интересны и найденные принципы построения жилища. Попытаемся же как можно более подробно и последовательно выявить идеи, возникавшие при работе над этим неординарным интерьером. Прихожая - не слишком большая и не слишком маленькая - имеет вытянутую прямоугольную форму. Основной тон задают молочного цвета стены и светло-бежевый пол, выложенный плиткой. Двери и рама зеркала из светлого ореха "усилены" тонкими черными колоннами и аркой. Дополнительную объемно-колористическую ноту вносит орнаментальная рамка цвета терракоты, обводящая пол по периметру. А два зеркала и встроенный шкаф, раздвигающие пространство, плюс матовые стекла внутренней двери сообщают помещению некую неопределенность, загадочность.
Пожалуй, уже в прихожей читаются идеи, свойственные интерьеру в целом. Однако задерживаться здесь было бы не слишком прилично, да и стоит ли делать поспешные выводы... И вот мы в зале или гостиной.В первую очередь, эта комната предназначена для отдыха хозяев и приема гостей. Кроме того, с конструктивной точки зрения, гостиная - центральное помещение, занимающее наибольшую часть полезной площади, а потому самое важное.А теперь посмотрим, насколько зал интересен сам по себе. Оказавшись в его центре можно обнаружить пять "коммуникационных линий" - то есть пять направлений благоприятного наблюдения и продвижения. При этом существует лишь одна дверь в традиционном смысле этого понятия - деревянная, невысокая, но широкая, двухстворчатая, снабженная матовым стеклом. За ней - прихожая, где мы уже были, значит, оборачиваться туда не особенно интересно.
Еще два проема без дверных полотен ведут на кухню и во внутренние покои. Первый проем лишен какой-либо окантовки, его притолока максимально поднята. Арочный проход в приватную зону разделяется на два рукава, продолжение которых из зала не просматривается. В гостиной два окна - внешнее и внутреннее - оформлены подчеркнуто по-разному. Окно эркера, клином выходящее вовне, забрано светлыми вертикальными жалюзи. Они как бы репрезентируют солнечный свет и в то же время скрывают его, подразумевая возможность еще больше расширить пространство. Внутренний оконный проем, без рамы и коробки, сообщается с кухней, причем в глубине видны только полки и витрины с посудой, а "черновая" часть помещения - разделочный стол и плита - остается спрятанной. Итак, мы имеем пять направлений, по которым взгляд может выйти за пределы и без того просторной гостиной. Но что характерно, везде он встречает какую-нибудь отвлекающую деталь, выразительный предмет. Так, стена напротив кухни, казалось бы, не имеет никакой явной "коммуникационной линии". Но у этой стены на цокольной тумбе расположен телевизор - в современных условиях самая мощная "коммуникационная амбразура". Другой пункт притяжения внимания у той же стены - комод цвета морской волны извилисто-овальной формы. Ясно, что по замыслу это важный элемент общей композиции, коль скоро он вписан в центр объемистой конструкции полок.
На первый взгляд комод не соответствует цветовой гамме комнаты, однако - странное дело - он не раздражает и не выглядит чужеродным. Здесь мы подходим к еще одному важнейшему качеству настоящего интерьера - к его двойственности, гибкости, оборачиваемости. С одной стороны, зал в целом можно описать как набор особым образом расставленных предметов, с другой - как совокупность заданных коммуникационных линий, на пересечении которых находятся отобранные предметы. В самом деле: все посадочные места гостиной размещены именно на осях, проходящих через двери и окна.Примерно таким же образом цвет комода находит себе соответствие и поддержку в цветных плафонах люстры, в одном из торшеров, в обтягивающей диванную подушку ткани, в букетах цветов и яблоках, во второстепенных оттенках рисунка портьер и мелких деталях картины... Это и есть игровое начало дизайна: всякий зритель может перестроить его по своему вкусу и настроению. Игра по определению - непродуктивная деятельность, ее результат непредсказуем; игровой интерьер всегда открыт, в него вложено так много перекличек и зацепок, скрытых соответствий и ассоциаций. В нем так много связующих нитей, что потяни любую - и получишь целый клубок подтверждений и интерпретаций. Элемент планировки, предмет мебели или декора, локальный цвет или фактура, орнаментальный мотив, прямая линия - все связано со всем, все играет, намекает, иронизирует, оттеняется и подчеркивает. Каждый импульс находит свой ответ и продолжение.
Но игра вовсе не отрицает основательности и серьезности намерений дизайнера. Свидетельство тому - дубовый паркет ручной работы, положенный в каждой зоне строго индивидуально, большие плоскости локального цвета, светлые и чуть холодные стены, уверенная и строгая разделка потолка, витраж... Подлиный витраж, из кусков цветного стекла с латунными раскладками, подсвечивается изнутри, имеет подложку из матового стекла. За ним - туалетная комната.Возвращаясь к взаимоотношениям "зал - кухня", надо отметить интересный способ "антизонирования". Рама окна, формально принадлежащего кухне, полностью идентична окну в зале. Совпадает и способ оформления внутреннего оконного проема и входа на кухню. Другие подтверждения чрезвычайно активной и многоплановой связи двух прост