Современные записки

квартира в центре Москвы (172 м2) Екатерина Мовчан, Евгений Полянцев, Елена Богушева

Дата публикации 20.01.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Андрей Миловидов

Автор проекта: Екатерина Мовчан
Евгений Полянцев
Александр Белокопытов
Александр Ястребенецкий
Елена Богушева
Степан Поляков
Валерий Третьяков-Руис

Журнал: N10 (66) 2002

Квартира в уголке старой Москвы - это первое обстоятельство, повлиявшее на концепцию и стиль. С большой долей условности архитектурный и дизайнерский итог можно обозначить как ретро. Или, если точнее, в сторону ретро. Наверное, эта дефиниция прозвучит неожиданностью, но импульс был именно таков. И теперь следует назвать вторую причину (не главную, но все же существенную и существующую) - антикварная мебель, сохранившаяся в семье с давних времен. Которую следовало корректно, грамотно вписать в новую квартиру в новом доме. Архитектору довольно часто приходится иметь дело с подобной ситуацией. И тут можно следовать разными путями. Екатерина Мовчан и Евгений Полянцев предпочли "ретроспективный взгляд" на старомосковскую архитектурную традицию, которая любопытна тем, что вбирала в себя самые различные стилевые веяния: и переосмысленный в девятнадцатом и двадцатом веках ампир (с отчетливым "московским произношением"); и отголоски бидермайера; и модерн, победивший, как казалось в начале двадцатого, все и навсегда. Ретроспекция в проекте Полянцева - Мовчан направлена на создание едва уловимого сходства с атмосферой русской интеллигентской квартиры, с теплой одухотворенной аурой: "Дни Турбиных", "Доктор Живаго", юность Марины Цветаевой в Старопименовском и Трубниковском, когда перед Рождеством "натирали мастикой полы, мыли двери, мятой, бузиной чистили их медные ручки, протирали светлые изразцовые печи, до блеска натирая их отдушники, из глубин старого стенного шкафа извлекались вороха пахнущих пылью коробок, полных прошлогодних чудес, шелеста, шуршаний и блеска". Атмосферой едва уловимой, потому что воссоздавать приходится преимущественно по памяти и при помощи образов. Основным способом вспоминания стала стеклянная тема. Даже мебельная "составляющая" не выполняет столь важной стилеобразующей роли. "Стекло, особенно в интерьере "под старину", - считают архитекторы, - обладает удивительными свойствами: прозрачность сразу оборачивается призрачностью, привычные предметы "преломляются" сквозь обилие стеклышек разного рода, и само время будто изменяется, так как наше восприятие очень зависит и от света, и от цвета, и от "проекции" вещей в зеркале, сквозь прозрачное или цветное стекло и т.д. и т.п." Многочисленные перегородки в квартире из солидного темного дерева расчерчены переплетами на ровные квадратики и заполнены вставками из граненого стекла. Перегородки заменяют внутренние стены в квартире, и те части интерьера, которые видны сквозь них, предстают в несколько таинственном и неожиданном виде. Этот мотив напоминает нам о старинных буфетных дверцах с толстым мутновато-зеленоватым стеклом - нечто антикварное, обладающее ореолом прошлого, так же как пузатые матерчатые абажуры с бахромой, тяжелые скатерти с кистями, круглый обеденный стол, маленький ломберный. Интересное решение предложено для спальни: густой бирюзово-синий цвет стен в сочетании с тяжеловатыми аскетичными кроватями переносит нас даже не в начало двадцатого, а в середину девятнадцатого века: такая спальня запросто может восприниматься как реплика "музейного" интерьера (например, московская квартира родителей Достоевского на Божедомке, дом Герцена в Сивцевом Вражке). "А в передней тем временем весело позвякивал колокольчик, извещая о приходе гостей..." Евгений Полянцев: "Эту работу нельзя определить как ретро. Хотя таковые ассоциации возникают, и возникают правильно. Нам хотелось современными средствами (материалы, технологии и т.д.) так организовать пространство, вернее, даже не столько пространство, сколько его восприятие, чтобы квартира казалась фамильной, наследственной, только несколько осовремененной. Стеклянная тема помогла больше всего на пути к ретро".