Строгое решение

двухуровневая квартира в Санкт-Петербурге

Дата публикации 20.04.2000

Фото: Петр Лебедев

Интервью подготовила: Надежда Налимова

Стилист: Ирина Тесля

Автор проекта: Даниил Зейман
Ирина Казановская
Игорь Носов

Журнал: N1 (112) 2007

О том, как из одноуровневой квартиры возникла двухуровневая, рассказывает архитектор Даниил Зейман.

SALON: У вас были какие-то сложности планировочного характера?

-  Мы имели дело с весьма нестандартным пространством, к тому же перекрытым ломаной двускатной кровлей. Главная сложность заключалась в том, что вытянутое в плане основное помещение нужно было разделить на две самостоятельные зоны - гостиную и кухню-столовую. Таково было пожелание заказчиков. Мы придумали легкую каркасную перегородку с открытым асимметричным проемом и стеклянной вставкой во всю высоту. Однако этого было недостаточно...

S: Почему?

-  Потому что в том месте, где должна была пройти разделяющая конструкция, высота потолков достигала шести метров. Такая значительная высота требовала более сложного освоения. Тогда возникла мысль сделать второй уровень - открытую антресоль и балкон над гостиной. Этот подвесной балкон-мостик и ведущая на него легкая лестница, примыкающая к перегородке, стали дополнительными разграничителями для всей парадной зоны.

S: А стиль квартиры? Он тоже связан со спецификой пространства?

-  Во многом. Скажем, сразу было ясно, что какие-то плавные, круглящиеся, прихотливые формы будут здесь неуместны. Ставку сделали на прямую линию как формообразующий элемент… Вертикали каркаса перегородки, горизонтали ограждений, ступенчатая диагональ лестницы - такая геометрия вполне соответствовала пространственной структуре. Кстати, геометрия еще не значит симметрия. В этом интерьере много неожиданных, асимметричных элементов. В рисунке проемов, стеклянных вставок, лестничных перил вдруг появляются наклонные линии, сбивающие заданный регулярный ритм... Все это тоже отклик на архитектурные аномалии пространства, такие как острые углы, перепады высот, ломаные линии кровли и т.п.

S: Что определило выбор материалов?

-  Конечно, заявленная геометрично-конструктивистская эстетика. Материалы же, в свою очередь, определили лаконизм и графичность цветового решения. Кстати, и сам их набор весьма лаконичен. Это металл (открытые стальные конструкции и ограждения лестницы), дерево двух пород (темный тонированный дуб и светлая сосна) в облицовке полов и отдельных элементов стен. И наконец, стекло, с которым связаны многие визуальные эффекты.

S: Какие, например?

-  Ну, скажем, из столовой через стеклянную ступенчатую прорезь в разделительной перегородке видна лестница, расположенная в гостиной. Вернее, ступени не просто видны. Кажется, что они проходят стену насквозь. На самом деле это визуальный фокус - лестница состоит из двух частей, размещенных по разные стороны стекла. Такой формальный прием дает ощущение легкости лестницы и проницаемости стены, делящей пространство.

S: Эти элементы обусловлены не столько практическими, сколько эстетическими нуждами?

-  В общем, да. Но они не декоративны, а функциональны, поскольку способствуют решению главной задачи - оптимальной организации сложного жилого пространства. Фактически из решения этой задачи родился стиль квартиры. Ее несколько экстравагантный, но, как кажется, органичный образ.

Автор проекта Даниил Зейман: "Поначалу заказчики не думали, что их квартира получит подобное оформление, что в ней возникнет еще один уровень, что общее решение будет таким строгим, минималистским. Но они доверились нам, а потом и сами увлеклись идеями, возникавшими в ходе проектирования. В итоге все остались довольны результатом".

Аксессуары для съемок предоставлены салоном Grange, "Галереей дизайна/Bulthaup.Санкт-Петербург", студией авторских ковров Crazy