Terra vitae

двухуровневая квартира общей площадью 200 м2 Ингмар Витвицкий, Гоча Гелашвили Сложная пластика стен, динамизм и экспрессия интерьера, созданного по принципу перетекающего пространства

Дата публикации 01.07.2001

Текст: Ольга Гвоздева

Фото: Петр Лебедев

Автор проекта: Ингмар Витвицкий
Гоча Гелашвили

Журнал: N2 (58) 2002

Применительно к этому интерьеру трудно подобрать сугубо архитектурные термины. В нем больше от геологии и тектоники: квартира вырастает перед глазами, словно скала. Статус верхнего этажа в высотном доме только усиливает это впечатление: в окна видно небо, что вносит важную лепту в механизм восприятия окружающего мира Расположение квартиры на значительной высоте послужило отправной точкой при создании образа. Ощущение того, что небо совсем рядом, вызвало к жизни целый сонм ярких ассоциаций. Одна из них воплотилась наиболее зримо: сыпучий песок, в который неизбежно превращаются горы, диктует пространству свою волю, заставляя стены плавно изгибаться и принимать прихотливые формы. Однако, несмотря на динамизм и экспрессию интерьера, в нем явно читается стремление авторов придать ему вид надежного убежища, способного противостоять натиску извне. Сложная пластика стен - всего лишь ответ внутреннего пространства на визуальное вторжение внешнего. При взгляде на этот интерьер нетрудно вообразить его владельцев. Это молодые, энергичные люди, ведущие не активный, а суперактивный образ жизни. Их главные увлечения - горные лыжи, туризм и экстремальный отдых, что подразумевает постоянное освоение новых пространств и обретение свежих эмоций. Свою новую квартиру они представляли себе такой же, как они сами: динамичной, экспрессивной, надежной и в то же время способной быстро перевоплощаться. Удивительно, что за точку отсчета был принят самый первый эскиз, но детали оттачивались в процессе дальнейшей совместной работы архитекторов и хозяев. В данном случае они были не оппонентами, как это часто бывает, а равноправными соавторами. Причем для достижения такого взаимопонимания было бы недостаточно просто долгого общения в офисе. По образному выражению Ингмара Витвицкого, совместное "прожигание жизни" оказалось более эффективным способом коллективного творчества. Признаться, принцип "перетекающего про-странства" подходит этой квартире как никакой другой. И это закономерно. Пластическое решение интерьера основано скорее на принципах ландшафтной архитектуры. Естественная эргономика не приемлет строгие параллели и прямые углы. И все же за кажущейся иррациональностью художественного решения обнаруживаются безупречный расчет, обостренная интуиция. За почти "восковой" пластичностью интерьера скрывается его конструктивное, механиcтичное "нутро", позволяющее ему функционировать, подобно живому организму. Несмотря на то что большую часть квартиры занимает открытый план гостиной, уходящей ввысь на целых три этажа, здесь предусмотрено множество камерных пространств, позволяющих уединиться каждому члену семьи. Главная архитектурная характеристика - органичность - обусловливает целостное восприятие квартиры, вне зависимости от того, в какой точке этого пространства находится зритель. Здесь присутствует и жесткий рационализм, и мягкая природная пластика. Это ли не воплощение мечты о земном рае? Ингмар Витвицкий: "Это квартира ярких индивидуалистов, которые свободны от догм и готовы на эксперименты, даже если желания заказчиков расходятся с общепринятым мнением. Насколько это яркие и необычные люди, настолько получился яркий и необычный интерьер..."