За стеклянным фасадом

квартира архитектора Бориса Уборевича-Боровского Борис Уборевич-Боровский

Дата публикации 09.12.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Наталья Казакова

Автор проекта: Петр Зайцев
Алексей Николашин
Борис Уборевич-Боровский
Александра Федорова

Журнал: N9 (65) 2002

Архитектурное решение зачастую определяется агрессивным ритмом сегодняшнего бытия. И если ХХ век был эпатирован идеей Ле Корбюзье о доме как о машине для жилья, то уже ХХI спокойно принимает это как данность. Минимализм же в этом случае превращается в философию, выражающую парадоксальную современность. Комфорт без вещей, непритязательная роскошь, аскетизм цвета - все это в одном синонимическом ряду становится означаемым для понятия "удобный". Отчуждение - вот тот художественный прием, который предполагает преодоление формы на пути к созданию гармонии Архитектор для себя - задача повышенной сложности, ибо преломление творческого "я" к собственной же личности иногда грозит опасностью обнаружить несогласие. У Бориса Уборевича-Боровского этого не произошло. Он, решив сделать квартиру для себя, полностью воплотил задуманное. А "сопротивление материала" (работать пришлось на сильно "урезанной" площади) лишь прибавляло интереса. Главной в его замысле стала параллель - пейзаж и пространство, контраст внешнего и внутреннего. Стеклянный фасад квартиры определил систему координат, а вид из окна стал главным элементом интерьера. Зеленые верхушки деревьев, а почти у горизонта вновь появляющийся город оказались для архитектора отправной точкой в реализации его творческой идеи. Единое пространство кухни, гостиной и предполагаемого кабинета четко очерчено и напоминает лофт. Формообразующей фигурой стал куб. Совершенство формы подчеркивают колонны и резкие линии потолка. В квартире много света и воздуха. Интерьер предельно лаконичен, до лапидарности. Именно в этой простоте и таится особый шик, а именно сдержанность. Все предметы функциональны и несут лишь одну смысловую нагрузку - быть максимально удобными. Так, диван должен служить не только местом отдыха, но и работы. Большой пуф в центре также можно использовать не по прямому назначению, а, например, в качестве стола. Почему бы нет? Архитектор акцентирует монохроматическую идею в цвете: на это указывает преобладание холодного белого, нейтрального серого. Автора прежде всего привлекает форма, к цветовой гамме он почти равнодушен. Лишь красное кресло в гостиной, с вызывающе оригинальным дизайнерским решением, выделяется странной пестротой и теплотой среди общей холодности и покоя. Спальня отделена от основной зоны и также лишена роскошеств и вычурной декоративности. Современный человек устает от суеты и многоцветья окружающего мира. Ему необходим прежде всего психологический комфорт для отдыха, что подразумевает простота интерьера. Открытое пространство, до горизонта, а стеклянный фасад способствует этому визуальному ощущению, задает другой стандарт психологических установок. Уверенность в себе и в своих силах, амбициозность, радость от успеха, чувство полета, но... беспредельность свободы снова ограничивается стеклянной стеной, и "мир ускользает от нас, потому что снова становится самим собой" (Альбер Камю). Борис Уборевич-Боровский: "Квартира архитектора - это его своеобразная визитная карточка, и мне всегда хотелось сделать для самого себя что-нибудь интересное. Гораздо сложнее было найти то, что метафизически давало бы импульс к работе. Сочетание внешнего теплого фона с внутренней холодностью и отчужденностью стало тем, к чему я стремился. Именно пейзаж явился для меня главным элементом интерьера. В квартире есть ощущение полета и отрешенности".