Альдо Чибич: «Сейчас дизайну требуется новая революция»
Дизайнер и философ Альдо Чибич представил свою выставку A Place For Happiness в петербургской Галерее дизайна/bulthaup, поделился мыслями о счастье и о глобальных трендах будущего
в галерею
«Я стал заниматься дизайном рано — в 16 лет: шёл в библиотеку, изучал работы ведущих дизайнеров и архитекторов. В этом смысле я — самоучка. Моё сотрудничество с группой Memphis началось, когда мне было 26 лет, и я очень благодарен великому архитектору Этторе Соттсассу, научившему меня средствами дизайна проникать в самую суть вещей.
Работы, создаваемые группой Memphis, выходили за пределы существовавшей в то время логики. Это было революционное течение, которое возникло как антагонизм по отношению к царившему тогда функционализму. Новое направление провозглашало превосходство эмоций в дизайне. Создавались вещи на грани дизайна и искусства, и по прошествии 35 лет эти идеи остаются актуальными. Однако я пошёл дальше: сохранив эмоциональный посыл, продолжил поиски функциональности. Ведь утилитарные вещи прекрасны в тот момент, когда мы их используем, а теряя свои функциональные характеристики в угоду красоте, они перестают выполнять свою роль.
Сейчас наступило время, когда итальянскому дизайну, да и дизайну вообще, требуется новая революция, как когда-то группе Memphis удалось сменить парадигму. Существуют два тренда: коммерческий и творческий, важно их разделять и находить точки соприкосновения. На мой взгляд, развитие дизайна будет связано с молодым поколением. Безусловно, в нашей жизни всегда будет место роскоши и шику, но у молодёжи другая эстетика, и она меняется быстрее, чем что бы то ни было. Но можно с уверенностью сказать, что ценность качественных дизайнерских вещей будет по-прежнему расти.
Существенную роль будут играть цвет и функциональность. Но главное, что люди будут ждать от дизайна, — чтобы он приносил счастье и радость. Этому посвящён мой проект Rethinking Happiness («Переосмысляя счастье»). Он был создан в 2010 году для архитектурной биеннале в Венеции, но потом значительно эволюционировал и теперь представляет собой онлайн–платформу, в рамках которой мы анализируем и изучаем коллективный и индивидуальный опыт создания среды. Ведь мы уже не живём в обществе безграничного потребления и осознаём, что мир конечен, и нам нужно думать, как отдалить этот конец.
Я приглашаю всех к размышлению о будущем. Новая платформа уже стартовала в январе, и теперь каждый может принять участие в этом проекте, внести свою лепту в переосмысление будущего. Цель проекта — изучать подлинные потребности людей, чтобы с помощью дизайна создавать вещи, способные улучшить их жизнь. Разумеется, в ближайшее время счастливых людей не станет больше, но совершенно точно вырастет потребность испытывать счастье. И окружающая природа и предметная среда должны нам в этом помочь».