Антонио Читтерио
Антонио Читтерио о дизайне, архитектуре и своей работе
в галерею
- В архитектуре снова появилась идея экспрессивности. Когда в 1997 году Фрэнк Гэри (Frank Gehry) построил здание Музея Гуггенхайма в Бильбао, это было экстраординарное событие, поскольку другие архитекторы все еще строили дома более-менее кубических форм. Современная архитектура удивляет и шокирует. Каждый дом становится самостоятельным, не похожим ни на что другое объектом. В дизайне интерьеров идея противоположная: шокировать может само здание, но не интерьер.
В дизайне сейчас стало модным повторять тенденции пятидесятых. Но в пятидесятые дизайн был частью общего эмоционального подъема: война закончилась, экономика развивалась, началась совершенно новая жизнь. Сегодня мы оказались в совсем иной ситуации. В экономике спад, идет война, разрушается озоновый слой - куда ни взглянешь, кругом сплошные проблемы. Однако мы заимствовали у пятидесятых идею свободного самовыражения. Дизайнерам приходится несмотря ни на что быть оптимистами - это часть профессии.
S: Вы говорите о том, что интерьер не должен шокировать. Какие эмоции он должен вызывать?
- Сейчас в доме все больше внимания уделяется ванным комнатам и кухням. Ванные стали занимать гораздо большую площадь. Есть очень существенная разница между потребностями и желаниями. Современная концепция ванной - это не только удовлетворение потребностей. Ванная стала зоной отдыха, своего рода укрытием в доме, где можно расслабиться. Кроме того, сейчас вообще стало модно заботиться о своем здоровье, быть всегда в хорошей форме. Соответственно, функция ванной изменилась: это помещение может быть частью спальни или спортзала.
Что касается кухни, то эта зона вновь становится одним из самых важных мест в доме. Еще недавно люди считали, что это такая часть дома, которую никому не показывают. Люди предпочитали не готовить дома и не проводить на кухне много времени. Сейчас это место, где вы общаетесь с семьей, завтракаете вместе с детьми, даже принимаете гостей. В моем доме кухня не "прячется" от гостей, ее отделяет от гостиной лишь прозрачная перегородка.
В общем суть изменений сводится к тому, что другим стал стиль жизни. В 80-е важно было показать, сколько у тебя денег, и дома были заполнены предметами роскоши. Теперь важнее не "иметь", а "быть". Люди стали больше заниматься спортом, им хочется, чтобы в доме было больше пространства для отдыха и развлечений. Соответственно, теперь вы думаете о том, чтобы пригласить в гости друзей, а не тех, кто может оценить, сколько денег вы потратили на ту или иную вещь. Ну и если говорить о вещах, то сейчас в моде немного "поношенная" мебель: диван в доме не должен выглядеть так, будто его только что привезли из магазина.
S: Кстати, о мягкой мебели. Для компании FLEXFORM Вы сделали модель Groundpiece - диван, совмещенный с книжными полками. Считаете ли Вы, что современный диван должен иметь больше чем одну функцию?
- Вы уже ответили на этот вопрос!
S: Расскажите, как Вы работаете.
- Если говорить о стиле, то мне нравится оставаться в мире редукционизма. Я верю в принцип "меньше значит больше", однако я не минималист. Мне кажется, что минимализм превратился в религию, а я не священник. Я не хочу веровать в минимализм. Мне хочется исследовать проблему и находить самое подходящее решение. Я никогда не провожу маркетинговые исследования и всегда доверяю своему представлению о том, что хорошо, а что нет.
S: Известно, что Вы большой поклонник cовременных технологий и новых материалов. Вас устраивают материалы, которые применяются сегодня?
- В шестидесятые благодаря новым материалам появились новые формы. Сейчас мы можем делать объекты практически любой формы. Из пластика легко изготовить стул, который 40 лет назад можно было сделать только из стали или алюминия. Чтобы вам было проще понять, о чем я говорю, посмотрите на этот стул (синьор
S: Почему, если тысячи лет формы человеческого тела не изменялись, мебель меняет и формы, и размеры?
- Сейчас дизайнеры стали больше внимания уделять телу. Долгое время люди пользовались стульями, созданными под некий средний стандарт. Для человека ростом 1,7 м и 2 м был один и тот же стул. Новый подход к стульям и столам заключается в том, чтобы адаптировать мебель под твои размеры и твой вес. Офисные стулья, которые я проектирую для VITRA, можно подрегулиро-вать под людей разного веса и разного роста, также они имеют множество положений, чтобы человеку было комфортно сидеть.
Автомобильный дизайн развивается в том же направлении. Я помню, в детстве, когда мой отец выходил из машины после пятичасовой поездки, он чувствовал себя совершенно разбитым. В современной машине можно провести 5 часов за рулем и не чувствовать усталости. В конечном счете дизайн сводится к улучшению качества жизни, и я очень рад, что дизайнеры не только занимаются доработкой уже существующих идей, но также думают об улучшении качества жизни.