Архитектура тандема
квартира общей площадью 131 м2 (Москва) Олег Клодт, Александр Эрман
в галерею
Олег Клодт: Ни то ни другое. Ни один из существующих стилей мы в чистом виде не воплощаем. Для нас приоритетнее сделать интерьер, в котором люди будут жить с удовольствием, а не интерьер, в котором мы сможем самовыразиться. Для этого очень важно взаимопонимание с заказчиками. В данном случае нашими клиентами были солидного возраста люди из старой московской интеллигенции. Несмотря на то что у нас с ними большая разница в возрасте, мы подружились. Хотя поначалу они не собирались с нами работать. Супруга съездила по нескольким квартирам, посмотрела наши работы. И ей все ужасно не понравилось. После чего она позвонила мне и сказала: "Вы знаете, Олег, мне не нравится абсолютно все, что Вы делаете, но я вижу, что у Вас хороший вкус".
S: Как же вы разрабатывали проект?
- Очень быстро. Поскольку, несмотря на разность наших вкусов, мы все-таки смогли найти общий язык. В этой квартире 130 кв. метров, и с точки зрения планировки мы почти ничего не меняли. В основном мы ее декорировали. Тщательно подбирали мебель, многое делали на заказ. Единственное, что мы глобально изменили, - убрали страшненький тамбур, соединяющий гардеробную комнату с гостиной. Дело в том, что гардеробная выполняет двойную функцию: не только дрессинга и кабинета, но и по необходимости спальни.
Хотя в квартире живут всего два человека, сюда приезжает сын с семьей, который и останавливается в этой самой спальне. Поэтому очень важно было сделать грамотное с точки зрения эстетической и практической соединение с общей гостиной. Вообще, здесь получилось то, что лично мне очень нравится, - нечто подобное "живым" лондонским и парижским интерьерам. В том, что делается у нас, очень часто чувствуется авторский стиль, т.е. приемы - круг в плане, линии потолка и т.д. и т.п. На мой взгляд, квартира не должна служить проявлением авторского начала, квартира - это когда понятно, удобно, уютно. В нашем случае мы старались достичь эффекта, как будто апартаменты построены не только что, а давно и уже присутствует некая нота обжитости.
S: Получается, что авторский стиль не должен превалировать над архитектурой?
- Совершенно верно.
S: Таким образом, частную архитектуру должны определять вкусы заказчика?
- В общем, наверное, нет. У заказчика очень часто бывает "сверхидея", но он по большому счету не представляет, что это такое в действительности... Поэтому архитектор в некотором смысле должен быть еще и психологом. Он должен, не ломая первоначальную "высокую" идею заказчика, сделать нечто, что проинтегрирует его внутренний мир.
S: То есть, в соответствии с вашей философией, в частной архитектуре не существует чистых стилей. Любой стиль очеловечивается?
- Это на самом деле так. Понятие "стиль" в современной жизни отсутствует. Все - эклектика. Существует, например, стиль а-ля Клодт и Эрман, а не стиль ар деко, репродуцированный мастерской Клодта и Эрмана.
S: В современной архитектуре у вас есть кумиры?
- Есть один человек, на которого мы ориентируемся в интерьерах, -
S: Но это авторский стиль. Ключевое слово все-таки - "стиль".
- Совершенно верно. Уникальность его интерьеров в том, что они всегда "попадают" туда, куда нужно. Не сказать в цель, но в некую сверхактуальную "струю", что ли...
S: Правильно, потому что они никуда и не целятся.
- Да. Потому что Старк - гений. А я нет. Это ведь старковская фраза "Лучше я сделаю безобразно, но не банально"? Я так не готов мыслить. Во всяком случае, пока не готов.
S: У вас есть некие превентивные меры против
банальности?
- Конечно, есть. На уровне ощущений.
S: Как вам удается работать в тандеме? Вы не спорите?
- Вы знаете, меня самого это очень сильно удивляет. Мы не спорим особенно сильно. У нас взаимопонимание.
"Это не ар деко и не фьюжн. Мы не преследовали цель воплотить какой-то стиль в чистом виде. Для нас было важно сделать интерьер, в котором люди смогли бы чувствовать себя комфортно. Поэтому мы даже старались придать апартаментам некую нотку обжитости, в связи с чем декорировали их особенно тщательно. И многое из мебели сделали на заказ".