Архитектурный дзен
загородный дом общей площадью 470 м2
в галерею
Интерьеры
Этот дом в Подмосковье имеет долгую историю. Первые его наброски архитектор сделал еще в 2000. Процесс согласования проекта был сложным. Заказчик был готов на эксперимент, но, похоже, не мог определиться, чего же хочет в итоге. "Он хотел что-то вроде альпийского шале, но в то же время ему нравился стиль хай-тек", - такую гамму идей описывает
"Проект дома обычно появляется быстро. Но чтобы сделать его, надо какое-то время "побыть" с домом, прочувствовать характер владельца, прочувствовать место", - говорит автор проекта. Он вспоминает, что когда впервые приехал на место будущей стройки, ему понравились высокие сосны. Архитектор стал представлять себе дом, который мог бы тут находиться, и "увидел" комнату, откуда можно было бы любоваться верхушками сосен. Так появился набросок гостиной с выгнутой стеной, которую сам автор проекта называет оболочкой. На плане отчетливо видна еще одна дуга, уже не вертикальная, а горизонтальная. Стену столовой архитектор сделал закругленной, чтобы придать пространству динамики. "Когда пространство не статично, хочется пройти чуть-чуть дальше, посмотреть, что скрывается за каждым поворотом, то у вас не возникает ощущения конечности пространства", - поясняет свою мысль архитектор. Он считает, что стена-парус в гостиной и стены с изгибом заставляют пространство казаться больше, чем оно есть на самом деле.
Гостиная в этом доме получилась крайне живописной. Архитектор говорит, что любит простые и лаконичные решения. Лукавит, конечно. Простота тут, несомненно, присутствует, но простота эта совсем особого свойства. Пользуясь определением композиции, которое дал известный художник-авангардист Василий Кандинский, гостиная в этом доме является "аккордом красочных и рисуночных форм, которые существуют как таковые". Аналогия с живописью вполне уместна - в юности архитектор увлекался рисованием и даже собирался поступать в Строгановку.
Архитектор признается, что при создании дома его вдохновляла японская архитектура. "Мне нравятся работы таких мастеров, как Тадао Андо, но при этом я люблю и традиционную японскую архитектуру. Она очень четкая и прагматичная", - говорит он. На практике это означает, что каждая загогулина, каждый изгиб и излом появляются не просто так, от любви к искусству. Стена необычной формы служит для того, чтобы любоваться верхушками сосен, изогнутые стены и лестницы - для того чтобы расширить пространство, заставить его "двигаться", "дышать".
У каждой лестницы и стены есть своя история. Например, когда Левин рассказывает про столовую, то говорит, что рядом с тем местом, где по проекту она должна была располагаться, рос красивый молодой дуб. Чтобы хозяева могли любоваться видом за окном, архитектор решил сделать вместо глухой стены сплошное, от пола до потолка, остекление. Даже светильники под потолком в гостиной - тоже дань биологическому дизайну. Отвечая на вопрос, почему закрепленные на металлической раме светильники напоминают театральную рампу, автор поясняет: "Потому что ближе к потолку пространство становится сложнее. Эти светильники - как крона дерева. Получается, что прием проник в дом прямо через окно". Такой вот архитектурный дзен.
"Мне не интересно заниматься декорированием, дизайном. Самое главное в интерьере - это само пространство, его тектоника. За счет чисто архитектурных приемов этот дом кажется достаточно большим. К тому же он выглядит необычным, хотя все решения очень простые".