Архитектурный театр Веры и Алексея Лобановых
двухуровневый особняк площадью 430 м2 в Подмосковье Вера и Алексей Лобановы
в галерею
Время действия: настоящее
Действующие лица: архитекторы Вера и Алексей Лобановы Сцена первая, в которой Лобановы объясняют, с чего все началось и что в первую очередь роднит их дом с театром.
Алексей Лобанов: Началось с того, что мы разработали проект поэтапного строительства дома. Сначала мы построили один дом, потом к нему пристроили другой, а затем и третий. В итоге все дома оказались связаны между собой. Из одного можно переходить в другой и в третий.
В первом разместили кухню, гостиную, санузел и спальни, во втором - детскую, мастерскую и комнату для медитаций, в третьем - гараж. Главное связующее помещение - это прихожая с гардеробной. С улицы попадаешь сначала сюда, а дальше проходишь и в первый, и во второй, и в третий дом.
Так что наш дом, так же как и настоящий театр, начинается с вешалки.
Сцена вторая, в которой Лобановы утверждают, что и в доме, и в театре одним из важных элементов является правильный свет.
Вера Лобанова: Окна в нашем доме выходят на все четыре стороны света. Гостиная на первом этаже обращена на юг - стоит появиться лучу света, и пространство тут же озаряется. Особенно этот эффект "согревает" зимой. Окна мастерской и кабинета ориентированы на север, - это принципиально, так как солнце мешает работе. Спальня смотрит на восток - утром хорошо пробуждаться от первых лучей солнца, а закат вечером - только помеха.
Сцена третья, в которой Лобановы выступают в роли сценографов, приглашают в дом и показывают "декорации".
А.Л.: Стены обиты фанерными панелями, на потолке - гофрированное железо, на полу - черный сланец, в гостиной стоит мраморный камин, рядом с которым гора дубовых дров.
Это что касается материалов. Если говорить об организации пространства, то все помещения перетекают одно в другое, плоские кровли чередуются со скошенными и, самое главное, интерьеры способны к трансформации. Стены в доме отделаны мебельной фанерой. Вы заметили, что в нашем доме металлический потолок и черный сланцевый пол? Эти холодные, казалось бы, материалы на самом деле не вызывают никаких отрицательных эмоций - напротив, чувствуешь себя среди них вполне комфортно, и в доме при этом уютно. Используя эти материалы, мы хотели получить природный эффект: потолок по замыслу должен казаться небосклоном, а пол - землей. Происходит это так. Днем солнечные лучи придают металлу голубоватый "небесный" оттенок. В вечерние часы или в холодное время года мы направляем на потолок светильники и получаем совсем другую среду: отраженный свет создает эффект ночного, звездного небосклона.
Интерьер мы придумали по принципу мобильности: если нам надоедят металлическое "небо", черная "земля" и фанерные стены, все это можно будет заменить. Фанерные плоскости, так же как и листы черного сланца, легко демонтировать.
Антракт, в котором хозяева рассуждают, почему они решили построить дом-театр.
В.Л.: Создавая этот дом, мы хотели решить несколько архитектурных задач. Во-первых, мы позволили себе свободно работать с разными материалами. Причем применять их очень нестандартно. Скажем, если у "нормального" дома крыша покрыта металлом, а фасад - деревом, то у нас все наоборот: крыша - деревянная, а фасад - металлический. Стены же внутри дома не из дерева, а из фанеры. Межкомнатные двери инкрустированы каррарским мрамором, а не сделаны, скажем, из привычного стекла. Пол в гостиной - черного цвета. Многие заказчики бывают поражены, когда им предлагаешь сделать черный пол.
Они даже не подозревают, насколько этот цвет может быть теплым и уютным.
Сцена четвертая, в которой Лобановы разыгрывают основные сюжеты дома-театра...
В.Л.: Сюжетов в этом доме может разыгрываться сколь угодно много. К примеру, недавно мы приехали с Севера, из Архангельска, и привезли с собой фольклорные вещицы: деревянный конек, тканые дорожки, кустарные столики. В ближайшее время на фанерных панелях мы развесим привезенные картинки, поставим резные-расписные столики, хай- тековскую посуду на кухне сменим на утварь из русской избы, постелим тканые половички. Добро пожаловать в "Архангельскую губернию"! Через некоторое время сюжет "Русский Север" мы сменим на экспозицию "Обратно в Полинезию". Тогда дом заполнится посудой из кокосовых орехов, тропическими растениями и раковинами.
Наш интерьер, как пустая сцена, позволяет ставить любые спектакли, от авангардных до классических. Здесь прекрасно будут смотреться античная колонна и старинные антикварные безделушки.
Жить в таком доме очень удобно, а эмоциональное наполнение пространства всякий раз зависит от того, как мы в данный момент себя ощущаем.
Сцена последняя, в которой Вера и Алексей говорят, что у этого дома-театра финал, как в спектакле, остается открытым...
А.Л.: Наш дом - это живое существо, он, так же как и его обитатели, постоянно преображается и самосовершенствуется. В будущем мы планируем пристроить четвертый дом - с бассейном и зимним садом.
"Этот дом мы построили, чтобы в нём жить и работать. Иными словами, для себя. Думаю, этим сказано почти всё".
"Мы долго спорили и обсуждали, каким же он будет. Было множество вариантов... пока нас не осенило: а почему бы нам не создать дом-трансформер, дом-театр..."