Авторский ампир
квартира общей площадью 100 м2 Станислав Старых
в галерею
- Это не первый интерьер, который я делаю для своего заказчика, взаимопонимание у нас уже было, поэтому вопрос стиля решился быстро. Здесь мы сразу начали с планировки. Я очень не люблю интерьеры со сложными планами. Планы должны быть простыми. Для меня идеальна ситуация, когда заказчик смотрит на план, который я нарисовал, и говорит: "Ну!.. Тут всё понятно. По-другому и быть не может, это же естественно". Когда я получаю такой ответ, это значит, произошло стопроцентное попадание: заказчику будет комфортно в этом интерьере. Комфорт - это ведь такая странная штука: приходишь, садишься на диван и чувствуешь, что тебе в этом помещении хорошо... Квартира эта небольшая, всего 100 кв. м, из которых 60 кв. м мы отдали на зал и ещё около 15 - на прихожую и ванную. А кухню и спальню сделали крохотными. Так как квартира предназначена не для постоянного проживания, а больше для встреч с друзьями, мы могли себе позволить такое вроде бы непропорциональное зонирование, которое, однако, в итоге дало ощущение комфорта. И вместе с тем мы попытались хотя бы отчасти организовать пространство так, как это принято было делать в России в XIX веке.
SALON: Как появился этот цвет стен?
- Вы знаете, что голубые тона в принципе характерны для русского ампира. Мы использовали несколько отличный от оригинала оттенок. Квартира вся голубовато-синяя, спокойная, немножко вечерняя. Особенно привлекательно она смотрится вечером, как мы и планировали. Весь интерьер не яркий, не выбеленный, ничто не режет глаз, всё дарит отдохновение. На стенах - шёлк серо-голубого цвета, очень мягкого и не кричащего. Обивка мебели и шторы - синие с золотом. Но золото здесь тоже не блестящее, жёлтое, а приглушённое, платиновое. При этом вся квартира на самом-то деле разноцветная, как и было принято в русском классицизме. Заходите вы в прихожую - она поражает вас своей белизной с позолотой. Белый пол, белые стены, белая мебель, золотая отделка. Открываете все двери и из прихожей видите ванную, точнее ту её часть, где стоит ониксовый пилон, бело-розовый, с золотой раковиной.
Справа от ванной - кухня. Тоже белоснежная, с великолепной мраморной столешницей и золотой отделкой в стиле жакоб. (Все фасады нам пришлось изготавливать в Петербурге на заказ.) Дальше находится спальня. Она сделана в золотисто-зелёных тонах и обставлена мебелью красного дерева. То есть каждое из помещений по своей цветовой гамме очень мягкое, а в целом квартира выглядит контрастной, праздничной, роскошной.
S: Роскошь при этом получилась какая-то особая...
- Есть такое понятие - русская роскошь. Она существует. Так, как жили наши предки, никакому Парижу или Лондону и не снилось. Потому что там деньги считали, а здесь умели тратить. Недаром есть поговорка "Сорить деньгами". В России была такая традиция - тратиться на роскошь. Те же яйца Фаберже, на мой взгляд, могли появиться только в России. Русская роскошь - вещь непередаваемая.
Мы попытались в какой-то степени вернуться к понятию "русская роскошь". И в первую очередь задумались над тем, почему мы должны в наш русский интерьер ставить вещь, изготовленную в Италии? Перед проектированием я проехался по многим салонам, посмотрел то, что называется роскошными вещами, выполненными в духе ампира. И понял, что всё надо делать самому. Выхода другого нет, потому что русский интерьер должен быть сделан здесь. Вещи должны делать мы, в этой стране и нашими мастерами, у которых руки просто золотые. И я считаю, что нам удалось создать сейчас, в начале XXI века, интерьер, который мог бы служить образцом стиля русский ампир.
S: Возможно ли такое?
- Я как-то разговаривал с искусствоведами, которые мне заявили: "Вы не можете называть это русским ампиром". Я говорю: "Почему?" - "Русский ампир это то, что было в XIX веке". Но русский ампир уже не может быть таким, каким был 150 лет назад. Нет уже тех объёмов, нет тех дворцов, нет тех костюмов, в которых ходили тогда люди; сейчас другие требования к вещам. Но при этом существует некая стилистика, некие закономерности построения интерьера, которые перешли в наше время. И эти закономерности надо просто подстроить под наши квартиры, под наш образ жизни, наши костюмы. Перед вами моё произведение, которое я называю "Джазовая интерпретация на тему русского ампира". Я импровизирую так же, как джазмен, который берёт тему, ведёт её, но по ходу импровизирует. Да, конечно, вы можете сказать, что это не русский ампир, потому что из мебели здесь нет ни одной антикварной вещи. Но это не значит, что стиль нарушен. Наоборот: здесь нет копий и подделок.
Здесь все вещи авторские, всё - индивидуальный hand- made, спецзаказ. И вещи эти явно превосходят собою многие антикварные. Потому что далеко не всё, что было сделано 150 лет назад, было сделано с душой и качественно. Мебель, к примеру, мы создавали очень долго. Были споры стилистического характера с производителями. В итоге результатом доволен не только я, но и производитель. Возвращаясь опять к вопросу о подлинности моего ампира, замечу, что вся мебель делалась по исконным русским технологиям: здесь применялись массив сосны и фанеровка карельской берёзой. И все накладки, которые вы видите, - это не имитация, а настоящая литая бронза, чеканенная и золочённая вручную. Многие формы пришлось изготавливать специально под наш заказ.
S: Какие ткани Вы использовали в обивках?
- Вопрос с обивкой возник уже в процессе производства мебели. Понятно, что для такого уровня мебели нельзя было брать стандартную обивку. Я высказал заказчику своё профессиональное мнение, что здесь нужен FABERGE. И это счастье, что заказчик согласился. Потому что компания FABERGE разрабатывает эти "исторические" ткани специально для современных интерьеров. И выглядят они при этом не музейно, а как-то легко, актуально.
S: Что самое выдающееся в этом интерьере?
- Кресло, стоящее возле дивана.
"Мы попытались в какой-то степени вернуться к понятию "русская роскошь". И в первую очередь задумались над тем, почему мы должны в наш русский интерьер ставить вещь, изготовленную в Италии?"