Барочная практика
Необарокко - модный тренд в интерьере
в галерею
Барокко не просто стиль, существующий уже 500 лет и периодически возвращающийся из музеев в активное пользование. Барокко - это идеальный модный стиль, потому что он не на шутку гламурный, самый яркий и роскошный за последние не то что 500 лет, а за все тысячелетие, пожалуй. Но современное актуальное барокко - это не просто реплики из времен абсолютной монархии и "короля-солнца". Современное барокко - это как если помножить XVIII век на ХХ, а потом еще на XXI. Название "необарокко" - это удобно, внятно, но не совсем точно, потому что стиль необарокко уже был в XIX веке. Еще есть название "глэмбарокко", и оно более точное - в этом уже чувствуется не позапрошлый век, а текущий, потому что глэм - все блестящее, блистательное и роскошное - это наше все, XXI-вековое.
Барокко - это красивое завершение эпохи Возрождения, которая напоследок, в конце XVI века, породила новый стиль, причудливый, пышный, названный в честь раковины-жемчужницы неправильной формы. В барокко все неправильно на полную катушку, с нарочитостью, потому что предшествующий стиль, ренессансный, наоборот, отличался преувеличенной правильностью. Архитектура и мебель эпохи Возрождения - это строгость, ясность и статичность форм. Барокко - это само движение, это как если бы морскую волну во время бури зафиксировали в самом буйном ее состоянии и использовали в качестве декора. Барокко - это пышное убранство, витиеватые линии, причудливые орнаменты и богатство во всех смыслах слова. Барокко - это политический инструмент тех времен, с его помощью католическая церковь эстетически боролась с протестантизмом, а французские короли - с противниками абсолютной монархии. А архитекторы и мебельные мастера боролись с непослушными материалами - с дорогими сортами дерева, например. Именно в эпоху барокко, в XVII веке, появились многие новаторские технологии обработки материалов, используемые до сих пор.
Барокко XXI века - это тоже порождение того мебельного и архитектурного ренессанса, который произошел в веке ХХ. Прошлое столетие действительно перевернуло представление человечества о том, где и как жить можно. Главное качество дизайна XX - функциональность, возведенная в абсолют, умность вещи. Само собой, что умная вещь оказывалась большой скромницей и вела себя крайне сдержанно - это назвали минимализмом. Вещи дизайна XX - слишком правильные, и вопиюще неправильный стиль не мог не появиться как реакция. Им и стало необарокко, глэмбарокко, новейшее дизайнерское барокко XXI. Но не так все просто. Барокко XXI - это реакция не только на функционализм и минимализм, а родная кровинушка постмодернизма. Постмодернизм превратил мировую художественную культуру в дорогой супермаркет, в котором все ее достижения лежат под рукой, в доступном виде, их можно взять в произвольном порядке и смешать в индивидуальной потребительской корзине. И судя по последним мебельным тенденциям, руки дизайнеров и всех ценителей прекрасного в первую очередь потянулись к барокко, потому что оно непередаваемо роскошное. При этом надо учесть, что современный человек о роскоши знает и побольше, чем даже его предки из галантных веков. Со времен эпохи Просвещения человечество изрядно просветилось, особенно в области высоких технологий и промышленного дизайна.
Технологии позволяют роскошествовать, и провоцируют на это. Можно в компьютере написать симфонию и с предельной достоверностью воспроизвести звучание симфонического оркестра. А можно взять оригинальное звучание оркестра и срастить его с неслыханными синтезированными звуками. Так происходит и с необарокко, не зря иногда его еще называют "кибербарокко" - ведь оно воспроизводит мотивы прошлого в сверхтехнологичном звучании.
Первыми в барокко XXI были два абсолютно разных по стилю и авторскому подходу дизайнера, роднит которых лишь любовь к провокациям. Известный всем дизайнер
Надо сказать, что предметы барокко XXI не должны быть красивыми прямолинейно и простодушно, потому что наивно-барочные мотивы пользуются популярностью в самых широких кругах, что для эстетской дизайнерской мебели недопустимо. Поэтому дизайнеры стремятся вещь как-либо "подпортить" в духе деконструктивизма, придать какую-то авангардность, потому что авангард - это не для всех. С другой стороны, барокко XXI имеет склонность к китчу, но очень дозированному и взятому в кавычки иронии - это вообще очень ироничный стиль. Знаковой для такой эстетики стала коллекция Barock&Roll фабрики
Все приемы, используемые в дизайне необарочной мебели, с легкостью проецируются и на интерьер. Яркие, насыщенные тона, резкие цветовые контрасты, вычурный классический декор из неклассических материалов особенно хорошо вписываются в современные архитектурные условия, делают интерьер зрелищным, при этом не нарушая минималистской воздушности и функциональности интерьера. Но барокко XXI все-таки не канонический стиль - он живой, он подразумевает поиск новых визуальных ходов, новых способов удивить. Новейшее барокко - это сугубо развлекательный жанр, серьезный подход к нему противопоказан.
Первым играть с классическим стилем в духе необарокко начал