Барочная практика

Необарокко - модный тренд в интерьере

Дата публикации: 15.09.2000

Фото: Дмитрий Лившиц, Петр Лебедев, Кирилл Овчинников, Карен Манько, Алексей Рейдалов, Нина Фаризова, Антон Елистратов

Ведущий рубрики: Данила Гуляев

Журнал: N7 (107) 2006

Само название "барокко" просто обречено было стать модным брендом. Во-первых, это, как виноградина, приятное на вкус слово, а во-вторых - оно напрашивается само собой, его приятно применять. И повод применять это слово есть, причем торжественный: времена новейшего барокко наступили. Необарокко из актуальной тенденции стал едва ли не ведущим стилем десятилетия

Барокко не просто стиль, существующий уже 500 лет и периодически возвращающийся из музеев в активное пользование. Барокко - это идеальный модный стиль, потому что он не на шутку гламурный, самый яркий и роскошный за последние не то что 500 лет, а за все тысячелетие, пожалуй. Но современное актуальное барокко - это не просто реплики из времен абсолютной монархии и "короля-солнца". Современное барокко - это как если помножить XVIII век на ХХ, а потом еще на XXI. Название "необарокко" - это удобно, внятно, но не совсем точно, потому что стиль необарокко уже был в XIX веке. Еще есть название "глэмбарокко", и оно более точное - в этом уже чувствуется не позапрошлый век, а текущий, потому что глэм - все блестящее, блистательное и роскошное - это наше все, XXI-вековое.

Барокко - это красивое завершение эпохи Возрождения, которая напоследок, в конце XVI века, породила новый стиль, причудливый, пышный, названный в честь раковины-жемчужницы неправильной формы. В барокко все неправильно на полную катушку, с нарочитостью, потому что предшествующий стиль, ренессансный, наоборот, отличался преувеличенной правильностью. Архитектура и мебель эпохи Возрождения - это строгость, ясность и статичность форм. Барокко - это само движение, это как если бы морскую волну во время бури зафиксировали в самом буйном ее состоянии и использовали в качестве декора. Барокко - это пышное убранство, витиеватые линии, причудливые орнаменты и богатство во всех смыслах слова. Барокко - это политический инструмент тех времен, с его помощью католическая церковь эстетически боролась с протестантизмом, а французские короли - с противниками абсолютной монархии. А архитекторы и мебельные мастера боролись с непослушными материалами - с дорогими сортами дерева, например. Именно в эпоху барокко, в XVII веке, появились многие новаторские технологии обработки материалов, используемые до сих пор.

Барокко XXI века - это тоже порождение того мебельного и архитектурного ренессанса, который произошел в веке ХХ. Прошлое столетие действительно перевернуло представление человечества о том, где и как жить можно. Главное качество дизайна XX - функциональность, возведенная в абсолют, умность вещи. Само собой, что умная вещь оказывалась большой скромницей и вела себя крайне сдержанно - это назвали минимализмом. Вещи дизайна XX - слишком правильные, и вопиюще неправильный стиль не мог не появиться как реакция. Им и стало необарокко, глэмбарокко, новейшее дизайнерское барокко XXI. Но не так все просто. Барокко XXI - это реакция не только на функционализм и минимализм, а родная кровинушка постмодернизма. Постмодернизм превратил мировую художественную культуру в дорогой супермаркет, в котором все ее достижения лежат под рукой, в доступном виде, их можно взять в произвольном порядке и смешать в индивидуальной потребительской корзине. И судя по последним мебельным тенденциям, руки дизайнеров и всех ценителей прекрасного в первую очередь потянулись к барокко, потому что оно непередаваемо роскошное. При этом надо учесть, что современный человек о роскоши знает и побольше, чем даже его предки из галантных веков. Со времен эпохи Просвещения человечество изрядно просветилось, особенно в области высоких технологий и промышленного дизайна.

Технологии позволяют роскошествовать, и провоцируют на это. Можно в компьютере написать симфонию и с предельной достоверностью воспроизвести звучание симфонического оркестра. А можно взять оригинальное звучание оркестра и срастить его с неслыханными синтезированными звуками. Так происходит и с необарокко, не зря иногда его еще называют "кибербарокко" - ведь оно воспроизводит мотивы прошлого в сверхтехнологичном звучании.

Первыми в барокко XXI были два абсолютно разных по стилю и авторскому подходу дизайнера, роднит которых лишь любовь к провокациям. Известный всем дизайнер Филипп Старк сделал стул с многозначительным названием Ghost ("Призрак"), по поводу которого впервые было произнесено слово "глэмбарокко" - его придумал эксперт дизайна Дэвид Шах (David Shah). Стул Ghost воспроизводил узнаваемые формы времен Людовика XVI, но изготовлен был из прозрачного глянцевого пластика. Менее прославленный, но не менее культовый дизайнер Мартен Бас (Maarten Baas) специализируется на провокациях более суровых - например, он обжигает мебель классического стиля. Так появилось знаменитое кресло Smoke (Moooi) - этот типично барочный по форме предмет изготовлен из обожженного дерева.

Надо сказать, что предметы барокко XXI не должны быть красивыми прямолинейно и простодушно, потому что наивно-барочные мотивы пользуются популярностью в самых широких кругах, что для эстетской дизайнерской мебели недопустимо. Поэтому дизайнеры стремятся вещь как-либо "подпортить" в духе деконструктивизма, придать какую-то авангардность, потому что авангард - это не для всех. С другой стороны, барокко XXI имеет склонность к китчу, но очень дозированному и взятому в кавычки иронии - это вообще очень ироничный стиль. Знаковой для такой эстетики стала коллекция Barock&Roll фабрики SAWAYA & MORONI - яркие, гипертрофированных размеров предметы, в которых пышность барочных орнаментов уплощена и как бы схематизирована, почти как Мона Лиза у Энди Уорхолла. В барокко XXI вообще много от поп-арта - в частности, схематизация барочных пышностей, их перевод из трехмерности в двухмерность. Идеально работает здесь и техника контраста - например, сочетание витиеватых линий XVII века и подчеркнуто современных материалов, того же пластика. Еще один знаковый для глэмбарокко производитель - фабрика CREAZIONI BY SILIK, прославившаяся концентрированно-гламурной барочной мебелью с яркими и ослепительно контрастными цветами отделок и принтов. Подобной же эстетикой знаменита и фабрика COLOMBOSTILE, последние коллекции которой отличаются поистине барочными выразительностью и иронией.

Все приемы, используемые в дизайне необарочной мебели, с легкостью проецируются и на интерьер. Яркие, насыщенные тона, резкие цветовые контрасты, вычурный классический декор из неклассических материалов особенно хорошо вписываются в современные архитектурные условия, делают интерьер зрелищным, при этом не нарушая минималистской воздушности и функциональности интерьера. Но барокко XXI все-таки не канонический стиль - он живой, он подразумевает поиск новых визуальных ходов, новых способов удивить. Новейшее барокко - это сугубо развлекательный жанр, серьезный подход к нему противопоказан.

Андриан Куликов,
Domus Aurea:

Первым играть с классическим стилем в духе необарокко начал Филипп Старк. Многие из дизайнеров подхватили эту тенденцию, но немногим удается попадать в точку, потому что необарокко - деликатная тема, только хорошо знающие классическую мебель дизайнеры способны играть с нею. С другой стороны, необарочные тенденции пришли в интерьеры из дизайна моды, и новаторами тут были бельгийские fashion-дизайнеры. И в мебели начало стилю необарокко положили не итальянцы, а северные европейцы - голландцы, бельгийцы. Показательно, что именно бельгийские и голландские дизайнеры сейчас наиболее востребованы итальянскими мебельными фабриками. Что касается

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости