Белая грамота
московская квартира общей площадью 164 м2 Тариел Жоржолиани
в галерею
"Планировка должна быть естественной и незаметной, что ли, как бы знакомой всякому, кто в первый раз вошел сюда: "подсказать", где подразумевается гостиная, кухня, должна сама привести в кабинет, дальше она увлечет в спальню и так далее... То есть планировка призвана способствовать свободной ориентации в пространстве квартиры, - рассказывает архитектор. - Такое построение очень важно и грамотно именно потому, что человеку в таком доме хорошо - это помогает "переключаться" в режим отдыха, спокойствия, быть самим собой, наконец".
Тот, кто проводит в этой квартире вечера - или в одиночестве, или в обществе близких людей, - любит Битлз, Вуди Аллена и Пелевина. Что не препятствует ему иметь библиотеку классической литературы, богатую музыкальную коллекцию, завидное собрание книг и альбомов по искусству: самостоятельная и очень важная роль отведена комнате для прослушивания музыки. Кабинет с книжными полками, письменным столом, множеством удобной техники для работы тоже не периферийная часть домашнего досуга.
Планировка подчеркивается и цветом: чем дальше по пути из гостиной через кабинет в спальню, тем больше интерьер насыщается цветом горького шоколада - мебель из венге образует спокойный логичный противовес. Тому цвету, который в квартире самый главный, - белому. Это тезис, который не нуждается в лишних доказательствах.
Самодостаточный белый, осторожно и аккуратно подчеркнутый каждой линией, плоскостью, даже углом преломления стен (45°, 90°, 135° - всякий раз величина продумана особо), организует психофизику пространства, настроение, свет. Белые стены и потолок, белые полки, белая кожаная мебель, пол из выбеленного дуба. Но молочная белизна на самом деле далеко не так бела, как кажется.
Архитектор по образованию и по призванию, Жоржолиани еще и живописец. Причем из тех редких профессионалов, кто убежден, что "с цветом нужно обращаться чрезвычайно осторожно: он требует сугубой тщательности, у каждого - своя сложная грамота". Кроме того, цвет на полотне и цвет в трехмерном пространстве существуют по разным законам. Использование этих правил в интерьере для архитектора представляет, по признанию автора проекта, увлекательную затею. Так, потолки в доме невысокие, и "приподнимает" их тонкая игра оттенков: холодный серый, которым выписаны плоскости, контрастируя с ослепительно белым, образует "высоту" и объемность.
Резкие прямые линии подвесного потолка, подчеркивающие зонирование пространства, Жоржолиани называет "оптимально чистым решением". Вспоминая начало работы, архитектор открывает странный секрет: "Мне трудно иногда понять логику своего поведения. Главные решения приходят неожиданно, внезапно: здесь это конфигурация потолка, взаимное расположение плоскостей и цвет.
Все в равной степени важно. Посмотрите, вот та стена, напротив, отнюдь не белая - она серая! Но, будучи напротив окна, она кажется снежной белизны. А та, которая под прямым углом, - совершенно белая. И так по крайней мере два цвета, разные оттенки использованы всякий раз, когда встречаются две плоскости". Конечно, неопытный зритель ничего этого не замечает, интерьер видится монохромным, и это входит в авторскую "живописную" задачу.
В одном модном романе про знаменитого художника есть замечательное в своем роде описание картины: "Холст, масло. Полностью белая. В данном случае на картину следует смотреть сбоку: холст сплошь покрыт мазками белого цвета". Кажется, это многое объясняет.
"То обстоятельство, что в этом проекте заказчик предоставил мне полную творческую свободу, обусловило определенную сложность: слишком высока доля ответственности. Так как тот, для кого создавался интерьер, - человек с безупречным вкусом, разносторонним интеллектом, многообразными и "отточенными" интересами. Нелегко было "угадать" ту эстетику, которая способна подчеркнуть индивидуальность хозяина и идеально соответствовать его внутреннему миру".