Билет в Майами
вилла под Санкт-Петербургом
в галерею
Рассказывает архитектор
SALON: Вы с самого начала задумали сделать американский по стилю дом?
- Нет, такой задачи не было. Я хотел построить виллу с планировкой в итальянском духе-с ротондой по центру, двусветным холлом, анфиладами. С самого начала стиль был понятен - это эклектика. Понятно было и то, что какие-то элементы будут классические итальянские, какие-то - классические английские. Задача при этом была добиться цельности. И таким образом объединить разные элементы, чтобы они все вместе выглядели гармонично. Когда объект был закончен, стало понятно, что и впрямь получился художественно-целостный объект. И знаете, как я это понял? Неожиданно. Я был по делам на побережье Атлантики, увидел одну виллу и вдруг осознал, что, если нашу виллу из-под Петербурга перенести сюда, она тут будет смотреться очень органично.
S: Есть мнение, что американская архитектура слишком южная для наших широт…
- Есть в принципе довольно стандартные приемы, которые позволяют примирить южную архитектуру с нашим климатом. Ну, например, развернуть дом фасадом на юг. Северную сторону сделать более закрытой. Спроектировать внутренний двор, который будет защищен от ветра. Похожие приемы я применил при строительстве этого дома. Какие-то детали я исключил, чтобы адаптировать южную виллу к российскому климату. Я строил без тентов, без открытых террас… Большая удача этого дома - место, на котором он стоит. Здесь открытое пространство, высокие сосны. А через несколько лет тут будет сад.
S: А как идея загородной виллы проявила себя в интерьере дома?
- Это парадный вход, трехсветный холл со световым окном в куполе, элементы анфиладности в планировке, роспись в холле второго этажа. Идея сделать здесь настенную роспись принадлежит хозяйке дома, а исполнение - художникам Ивану Говоркову и Елене Губановой. Виноградная лоза, цветы, птицы, дети с амфорами… И тема, и характер живописи напоминают о классической Италии. Палитра приглушенная, пастельная - словно краски выцвели от времени. Благодаря такой неяркости живопись не привлекает к себе слишком много внимания, а интерьер становится более комфортным.
S: То есть в декоре, как и в хорошей литературе, должна присутствовать недоговоренность?
- Должен быть элемент этой недоговоренности. Поэтому я всегда предоставляю заказчикам возможность сотворчества и в процессе работы, и потом, оставляя им способный к развитию объект, который будет жить вместе с ними. Если говорить о работе с цветом, то я использовал комфортные, мягкие сочетания - от сливочного с шоколадным в гостиной до приглушенно-красного с приглушенно-зеленым в спальне. И если в общественных помещениях дома звучит итальянская тема, то в приватных - уже английская. Хозяйка сама подобрала английские обои и ткани для спален. В целом мы заимствовали декоративные приемы у разных европейских стилей. А в результате получилась классическая американская вилла! И вот в чем я вижу глубинную причину этого. У нас с американцами непохожая история, но есть некий параллелизм. И они, и мы в какой-то момент оказались оторванными от корней. Они - осваиваясь на новом континенте, мы - в результате революции. А в итоге и для них, и для нас комфортным оказался похожий тип эклектики - спокойный, консервативный, с реминисценциями разных европейских стилей.
"Этот дом задумывался как комфортная семейная усадьба. Стиль для нее выбрали классический. У классики много достоинств. Она психологически комфортна, она никогда не выходит из моды. У нас получилась очень легкая, удобная для жизни классика, и потому в этом доме хорошо представителям разных поколений"