Блуждая по лабиринту

квартира общей площадью 245 м2 Наталья Панина, Александр Мудролюбов

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин, Виктор Васильев

Текст: Татьяна Лебедева

Архитектор: Александр Мудролюбов

Дизайнер: Наталья Панина

Работы по камню: Алексей Каранин

Журнал: N8 (31) 1999

Помните - один из трех героев небезызвестного произведения Джерома К. Джерома считал себя первоклассным специалистом по лабиринтам. У него даже имелась собственная система, помогающая быстро выбраться из любого лабиринта, включая и Хэмптон-Кортский. "Эта ерунда не стоит выеденного яйца, но мы все-таки зайдем туда, чтобы ты мог рассказывать, что побывал в лабиринте. Собственно, это не лабиринт, а одно название. Надо только на каждой развилке поворачивать направо - вот и все. Мы обойдем его минут за десять". Дальнейшее развитие событий вам, безусловно, известно и не требует пересказа. Достаточно лишь вспомнить многократно повторяющуюся фразу маленького мальчика: "А вот опять моя булочка!" Именно на такие воспоминания натолкнула нас замысловатая цепочка помещений, образующая в итоге современную петербургскую квартиру.
Кстати, собранную из трех квартир, одна из которых находится на другом этаже.

Жилой интерьер объединяет в себе элементы "большой архитектуры" (планировочные решения) и архитектуру малых форм (дизайн). Нередко авторы проекта тяготеют к одной из этих двух составляющих, что нарушает гармонию. В данном случае главным принципом работы стало как раз соблюдение "золотой середины". Общее движение пространства поддерживается сложной геометрией деталей, контурами отдельных предметов. Мебель и ее расстановка - компоненты, из которых складывается единая пространственная картина.
Для полноты ощущений слов недостаточно. Давайте прогуляемся по квартире и увидим все своими глазами.

"Перекресток" небольшой прихожей сразу ставит нас перед выбором: двери с активным черным контуром предлагают пути движения "на все четыре стороны". Но усеченный треугольник наборного каменного пола и дублирующий его абрис черного карниза подшивного потолка настойчиво предлагают идти вперед, за туманность стеклянной двери-ширмы. Так и поступим. За пределами прихожей нас охватывает чувство обманутого ожидания. Маленькое уютное помещение внезапно сменяется огромной, лишенной каких бы то ни было перегородок кухней-столовой-гостиной "в одном лице", "до краев" наполненой светом.

Лидирующую позицию в открывшемся нам многоцелевом пространстве занимает кухня. И предпочтение в ней отдано аскетичному "геометрическому стилю". Кстати, очень удобному для дальнейшего обживания интерьера, ведь простой дизайн легко воспримет практически любые декоративные детали.
Перемещаясь по большому залу дальше, четко ощущаешь "работу" всевозможных указателей. Особенно заметны "направляющие" линии потолка: выступы, дугообразные световые прорези, медные нити с галогеновыми светильниками.

И тут обращаешь внимание на незамеченную сразу лестницу. С ее появлением становится ясно: развитие пространства еще только начинается. Интересно, что в оформлении лестницы достигнута иллюзия зеркального отражения предметов. Широкая полоса темно-бордового полированного камня олицетворяет ватерлинию. А узкие "бойницы" симметричных ниш, темный контур деревянных стоек, рисунок каменной мозаики - все это словно бы отражается в водной глади. Длинная капля синего стекла, увитая бронзовыми водорослями с прозрачными стеклянными "пузырьками воздуха", находится "под водой" - в нижней нише.

Впрочем, сойдя по ступеням, обнаруживаешь несоответствие, а точнее - метаморфозу пространства.
Весь образный ряд просторной нижней гостиной указывает на то, что здесь не "глубина", а ее полная противоположность - "высота". Громадный золотистый диск на темно-синем квадрате каминного зеркала - конечно же, "солнце". Меньшая по диаметру "луна" торшера и стеклянная линза настенного подсвечника освещают "темную ночь" домашнего кинотеатра. Стремясь вернуться во времени и пространстве к началу нашего путешествия, но выбрав другую дверь, попадаем в сокровенную часть квартиры - в "анфиладу" интимных покоев. Звукоизолирующие двери и дополнительный тамбур, в котором скрыта гардеробная, надежно охраняют тишину кабинета и спальни. Восстановленные в прежнем виде резной мраморный камин и потолочный карниз вносят в кабинет ноту умеренной строгости и серьезности. Лепной фриз, тяжелые занавеси, бар, бюро, шахматный столик и невысокий книжный шкаф роднят комнату с интерьерами респектабельных мужских клубов.

Спальня, напротив, сделана очень "женской".
Прежде всего, это выражается в цветовой палитре (нежно-сиреневый, белый, мягкий охристый и кремовый). На этом фоне декоративное панно, выполненное в технике батик, выглядит сочным и радостным акцентом. Венчает комнату сохранившийся со времен постройки дома лепной декор потолка, сплошным ковром покрывающий все поле плафона и окаймляющий стены орнаментальным фризом. Единственный функциональный фрагмент спальни - спрятанная за зеркальными ширмами гардеробная. Ее появление позволило отказаться от громоздких шкафов, благодаря чему спальня получилась свободной и просторной.

Открываем дверь и попадаем из теплой, нежной спальни в торжественный мир натурального камня, стекла и металла - в ванную комнату. Помещение непривычно велико, и в нем сразу обращают на себя внимание душевая кабина и ванна. Плавно обогнув их, пространство увлекает нас к стеклянной "ротонде", находящейся в геометрическом центре комнаты.
Каменная мозаика на спинке "тронного места" ванны напоминает солярные знаки и превращает обычную водную процедуру в таинственный обряд. Графика центробежных кругов повторяется на стене, в отделке основания душевой кабины. Это нарастающее движение заставляет поверить, что пространство на глазах расширяется и вот-вот начнет просачиваться сквозь стены. Темные швы между блоками облицовки придают камню вид старинного материала. Грубая штукатурка стен напоминает изъеденное жучком дерево, а светильники "в изголовье" ванны выполнены в виде средневековых настенных факелов. Такой интерьер помогает на время отвлечься от реальности, переместиться в прошлое.

Но уже в следующей комнате нас ждут иные настроения. Детская - это целый сказочный город со своими домами, улицами, площадями, произвольно расположенными магистралями.
Выйдя из детской, обнаруживаем себя у лестницы. И хочется вспоминать еще один эпизод, связанный с Хэмптон-Кортским лабиринтом: "Прошло минут десять, и они оказались в центре лабиринта. Гаррис решил представить все как чистую случайность. Теперь, по крайней мере, было ясно, с чего начать. Зная, где находятся, они сверились с планом еще раз и убедились, что все затруднения гроша ломаного не стоят. И начали свой поход в третий раз. Через три минуты они снова оказались в центре лабиринта. Теперь они уже не могли отвязаться от этого места. Куда бы они ни направлялись, дорога неуклонно приводила их обратно к центру лабиринта".

Подобная ситуация возможна и в этой петербургской квартире, где разные по стилистике и функциональности помещения связаны в единую непрерывную цепь пространственных продолжений, каждое звено которой - результат профессиональной работы архитекторов.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Об этом редко задумываются: как создать атмосферу с помощью аромата?

Дополнить интерьер, создать настроение и задать тон всему дню — этого можно добиться, подобрав правильный аромат для дома. Как, с помощью чего и какие запахи выбрать — разбираемся в статье.

#Интерьер

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Как оформить окна в весенне-летний сезон: 5 идей от дизайнеров

Римские шторы, перфорированные панели, полупрозрачные ткани и другие идеи, которые вам понравятся.

#Интерьер

Диван мечты: новинка Knoll с Salone del Mobile

Фабрика представляет коллаборацию с дизайнером Вилло Перроном, плодом которой стала главная новинка бренда, представленная на iSaloni 2024.

#Новости