Будущее дизайна интерьеров: 8 экспертных мнений
Анализируя прошлый год, наши эксперты уверенно смотрят в будущее и строят свои прогнозы на то, каким оно будет.
Олег Клодт: «Стиль нашего бюро изменился — фокус сместился на современный дизайн в целом, натуральные материалы, яркие цвета и разнообразные фактуры»
«Наше бюро всегда было сфокусировано на работе с частными клиентами, но в этом году, в силу происходящего в мире, пропорция пришедших новых заказов существенно скорректировалась. В начале 2018 года мы только начали работать с девелоперами и к 2020 году создали отдел девелоперских проектов. Именно в этом году частных клиентов стало несколько меньше, а число девелоперских проектов резко выросло. Стиль нашего бюро тоже изменился — фокус на традиционных стилях, таких как неоклассика и ар-деко, сместился на современный дизайн в целом, натуральные материалы, яркие цвета и разнообразные фактуры. В девелоперских проектах появился запрос на неорусский стиль — сразу два проекта в Москве и Санкт-Петербурге были решены в данной концепции — авторское переосмысление культурных традиций. Если раньше стиль бюро называли «50 оттенков серого», и он был легко узнаваем, то сейчас образ наших проектов сильно изменился. Да и коллекции, которые мы выпускаем в Лондоне под брендом O&A London, тоже существенно поменялись. Это касается и текстиля, и ковров, и мебели, и света.
За этот год мы создали очень много нового: люстра Avena, изготовленная в коллаборации с известным французским брендом Maison Pouenat, была представлена на выставке PAD London. Эстетика наших коллекций стала более содержательной с точки зрения цвета, света, формы. Когда‑то давно я совсем не был поклонником Гауди как архитектора, однако сейчас его пластические приёмы, заимствования природных форм стали мне очень близки.
Бионические формы, природная эстетика, цвет и фактуры стали трендами на ближайшие годы. Как в частных проектах, так и в общественных прослеживается общая тенденция к натуральным материалам, к чему‑то более яркому, современному и интересному. Глобальный тренд wellbeing уже не ограничивается просто спортзалом — комната для занятий йогой и медитаций всё чаще встречается в запросах клиентов.
В сложившейся ситуации многие материалы и предметы мебели стали недоступны или их стоимость значительно выросла, заказчики стали проявлять интерес к отечественным производителям. В этом году мы создали авторскую коллекцию в сотрудничестве с российской компанией и планируем развивать это направление. Рынок дизайна в нашей стране выиграл во многом благодаря сложившейся ситуации, появилось множество новых российских производителей. Мы стараемся использовать доступные материалы, не теряя в эстетике и качестве».
Анна Агапова: «Всё больше заказчиков приходят к нам с запросом о создании собственной коллекции искусства»
«Сейчас мы переживаем период начала глобальных перемен. Обсуждать мировой дизайн и изменения, которые произошли за год, не совсем корректно. Цикличность глобальных изменений будет ярко выявлена лет через пять, а сегодня мы можем говорить лишь о том, как на дизайн влияет геополитическая ситуация в мире и какие тенденции прослеживаются. За последний год география проектов нашего бюро расширилась, и мы смотрим на совершенно новые регионы с большим интересом. Для меня очевидно, что окружающий ландшафт безусловно оказывает энергетическое и эмоциональное влияние на дизайн. Например, интерьеры рядом с океаном никогда не будут похожи на интерьеры в центре Парижа или Москвы.
Всё больше заказчиков приходят к нам с запросом о создании собственной коллекции искусства не только в качестве украшения интерьера, но с целью инвестиции в ликвидный арт-портфель. Создавая интерьер, мы параллельно создаем арт-концепцию пространства. И в последнее время я вижу, как изменилось отношение к арту — предметы искусства больше не ограничиваются коллекцией живописи. Наполняя пространство произведениями искусства разных авторов со всего мира, работающих с бумагой, фарфором и стеклом, такими как Hiroshi Senju, Pablo Atchugarry, Helaine Blumenfeld, мы получаем удовольствие, знакомя клиентов с художниками, которые привносят то самое ощущение природы в интерьер. Если говорить о современном дизайне, то очевидно, что геополитическая ситуация окажет огромное влияние на развитие дизайна интерьера как в России, так и в мире. Закрытие границ для доставки многих категорий товаров дало возможность сконцентрироваться на развитии предметного дизайна и искусства внутри страны. Мы привыкли ориентироваться на западный дизайн и не давали возможности развиваться удивительно талантливым художникам и дизайнерам в России.
Довольно давно наше бюро с большим удовольствием работает с русскими художниками, мы сами производим в России примерно 60 % мебели для наших проектов. Я надеюсь, что российский дизайн наберёт обороты с точки зрения внутреннего спроса, и количество в итоге перерастёт в качество. Я верю, что талантливых дизайнеров будет всё больше, и в России выработается свой стиль, ни на что не похожий. Как это было в 30-е годы прошлого века, когда появился конструктивизм в искусстве, архитектуре и фотографии, став одним из направлений нового авангардного искусства. В нашей стране появилась сильнейшая школа, признанная во всём мире. И я искренне желаю, чтобы дизайн в нашей стране развивался и встал на ноги. Главное, чтобы мир был вокруг».
Татьяна Миронова: «Людям всё равно хочется приятных эмоций, чтобы жить без показной роскоши, но уютно»
«Этот год был не о переменах в дизайне. Для меня ценным было сохранить возможность работать дистанционно. Это научило ещё больше ценить своё и чужое время, по‑другому его распределять и по‑новому организовывать процессы. Мне кажется, люди стали больше экономить в силу известных обстоятельств. Жизнь изменилась, и завтрашний день стал уже не столь предсказуем. Меньше стали шиковать, стало неловко слишком красиво жить, демонстрировать свой достаток. В дизайне мебели всё больше внимания обращают на экологичность и лаконичность, при этом, как правило, речь идёт о вещах достойного качества и высокой цены — такой дорогой аскетизм. Но людям всё равно хочется приятных эмоций, чтобы жить без показной роскоши, но уютно. Поэтому всё большую популярность набирает тенденция смешивать в интерьере лёгкую классическую основу и стильный минимализм. Мы все почувствовали ценность жизни и семьи, тепло дома, где есть укромное место для каждого члена семьи и пространство, которое всех объединяет. Сейчас нам не хватает спокойствия и предсказуемости, а дом их даёт в полной мере».
Ольга Фрейман: «С большинством заказчиков мы в этом году занимались тем, что делали апгрейд интерьеров, которые спроектировали 8-10 лет назад»
«Глобальные изменения в дизайне интерьера начались не так давно: ещё во времена пандемии нас унесло в какую‑то другую реальность. Вся жизнь ограничилась домом и крутилась вокруг него. С большинством заказчиков мы в этом году занимались тем, что делали апгрейд интерьеров, которые спроектировали 8-10 лет назад, придавали им современное звучание, оснащали новым оборудованием. Упор был сделан именно на технологические новшества, потому что за прошедшее десятилетие они далеко ушли вперёд и изменились к лучшему. За меньшие деньги сейчас можно получить массу полезных опций и лёгкость в управлении. Самые интересные, на мой взгляд, — это системы освещения. Я очень довольна возможностями, которые дают световые технологии: можно варьировать степень освещённости, создавать разное настроение в интерьере за счёт смены оттенков и интенсивности. Декоративные люстры ушли на второй план, а светильники, интегрированные в интерьер и задающие световую эстетику пространства, вышли на первый. Радует и то, что помимо европейских производителей появляются и российские компании, предоставляющие качественные светильники.
В целом же ситуация замедлилась. Проекты высокого уровня не обходятся без импортной мебели и бытовой техники. Хорошо, что сохранилась возможность доставлять заказы от зарубежных фабрик, но это стало дольше и дороже. Те, кто уехал за границу, теперь обустраиваются там, расширяя географию наших проектов. Как показала практика, российским заказчикам в любой точке мира удобнее работать с российскими дизайнерами и архитекторами, психологически прежде всего. Наша зарубежная работа также представляет собой обновление уже существующих пространств. В мире давно существует практика продажи недвижимости в стандартной отделке, не в бетоне. И мне кажется, эта тенденция придёт в Россию очень быстро. Для тех, кому некогда заниматься интерьером, это очень удобная вещь — заплатил и заехал. Те, кто хочет индивидуальных решений, приглашают дизайнера. Сейчас происходит унификация в сфере премиальных интерьеров — в Америке, Дубае и Сингапуре используют примерно одни и те же приёмы и материалы. За основу берётся грамотно спроектированное, технологически наполненное и нейтрально оформленное пространство. Индивидуальность достигается с помощью предметов искусства, которые в случае переезда заказчики забирают с собой. Я предполагаю, что профессия дизайнера интерьера, какой мы её знали много лет, уйдёт в прошлое, останутся дизайнеры предметов интерьера. А в нашей сфере в первую очередь будут востребованы архитекторы, инженеры и декораторы высокого класса».
Александра Фёдорова: «Намечается хорошая тенденция — развитие внутреннего рынка интерьерной продукции и мебели»
«Год был, конечно, непростой. Политические события внесли корректировки в работу каждого бюро. Кто‑то из дизайнеров и архитекторов уехал, кто‑то остался и потерял много клиентов. У нашего бюро большая часть клиентов или выбрала жизнь за границей, или заморозила стройки. Но, на мой взгляд, такие кризисные времена позволяют прочистить рынок и клиентский, и профессиональный — сразу понятно, кто чего стоит.
Безусловно, требования заказчиков стали более щепетильными и к сметам, и к срокам, и к выбору подрядчиков. Но для качества продукта это скорее плюс. Теперь никто не разбрасывается ни проектами, ни архитекторами. Намечается хорошая тенденция — развитие внутреннего рынка интерьерной продукции и мебели. Если раньше к нему относились с пренебрежением и качество оставляло желать лучшего, то сейчас отечественные фабрики подтягиваются и стремятся соответствовать требованиям. У некоторых уровень уже сопоставим с зарубежными производителями, а стоимость — ниже. Хочется, конечно, верить, что у нас будет больше свободы в скором времени и мы сможем приумножить то, что приобрели с этим кризисом, и получить доступ к тому, от чего нам пришлось отказаться.
Как ни странно, у нас в бюро появилось больше иностранных проектов, причём не от наших соотечественников, что было бы ожидаемо, а именно от иностранцев. Это очень приятно, и я надеюсь, это направление будет развиваться. География заказов обширна — это Америка, Европа, Арабские Эмираты, Португалия, Голландия. Заказывают и архитектуру, и интерьеры. Мне нравится, что в дизайне интерьера ценным становится так называемое четвёртое измерение, ориентация на чувства, на то, что важно тебе, несмотря на внешние факторы и принятые в обществе убеждения. Это огромный плюс в творческой работе. Раньше влияние модных трендов было сильнее, что, на мой взгляд, лишало интерьеры индивидуальности. Сейчас большинство стремится слушать себя. Такое ощущение, что каждый хочет создать собственный мир, в котором ему и его семье будет комфортно. Нам это даёт больше свободы, чтобы лучше понять человека и предложить именно то, чего он хочет».
Марина Мелехова: «Сегодня у интерьерного дизайна появились прекрасные шансы развития репутационных возможностей»
«Компания Finex специализируется на интерьерных решениях из натурального дерева. На отечественном рынке она имеет две производственные площадки, около трёх десятков дилеров по всей России, два фирменных бутика в Москве и один — в Санкт-Петербурге. Мы воплощаем самые смелые идеи дизайнеров и архитекторов, создаём эксклюзивные рисунки напольных покрытий из натурального дерева. Компания с момента учреждения практикует творческое сотрудничество с лучшими мировыми дизайнерами и архитекторами. В «бизнес-копилке» Finex множество успешно реализованных дорогих проектов: интерьеры банков, отелей, офисов крупнейших компаний и недвижимость популярных звёзд. В декабре мы успешно дебютировали на крупнейшей международной выставке строительных материалов и интерьерных решений The Big 5 в Дубае. На ярком, харизматичном стенде компании, придуманном в соавторстве с дизайнером Дианой Балашовой, Finex выставил уникальную коллекцию премиальной продукции, разработанной специально под запросы взыскательного ближневосточного рынка. В полном соответствии современному тренду — синтезу смелого креатива, новых технологий и прорывных возможностей производства.
Заказчик по‑прежнему ценит в интерьере натуральное дерево. Это материал вне времени, способный добавить пространству и тепла, и тактильности. Дерево — это суть комфорта, в котором есть и движение, и рефлекс, и воздух, и чистота. Сейчас в моде интерьер без лишних деталей, лаконичный и универсальный. И в то же время — дорогой и солидный за счёт премиальных отделочных материалов.
Что касается новой экономической реальности, в минувшем году мы решили воспользоваться шансом текущего момента, когда небольшие компании ушли с рынка, а иностранные конкуренты понесли убытки из‑за санкций, и масштабировали семейный бизнес за счёт укрепления экспортного направления компании. Finex в этом году открывает своё представительство в Дубае. Мы не переводим свои бизнес-процессы за границу и не уезжаем из страны, производство остаётся российским. Мы лишь решили использовать огромный потенциал ближневосточного рынка с его масштабными темпами строительства. Сегодня у интерьерного дизайна появились прекрасные шансы развития репутационных возможностей. Мы просто обязаны совершить тот прорыв, ту художественную экспансию, на которую всегда был способен российский креативный кластер в моменты больших исторических вызовов».
Анастасия Каспарян: «Уже полтора года, как я переехала в Майами. За это время принципы работы и ведение проектов развернулись на 180 градусов»
«Уже полтора года, как я переехала в Майами. Тут мой дом, мои клиенты и большая часть проектов моей студии. Отсюда я управляю командой из тридцати человек, которые находятся в разных городах России и Европы, а также производствами в Европе и Азии. За эти полтора года принципы работы и ведение проектов развернулись на 180 градусов. Мне приходилось параллельно выстраивать два направления: адаптировать наш российский подход в дизайне к американским масштабам и учиться не просто сохранять, но и мотивировать свою команду на расстоянии.
В Америке другие стандарты недвижимости, другая организация функциональных зон и людских потоков, а также сотни технических нюансов, которые касаются планировки, мебели, сантехники. И наконец, это другая метрическая система и язык. Полтора года не хватило, чтобы всё это изучить, и, признаюсь, почти каждый день начинается с выхода из зоны комфорта и преодоления себя. Но помогают клиенты, партнёры, команда, которые верят, что дизайн, который мы предлагаем, — это новое качество жизни и исключительная эстетика.
Что касается организации работы удалённо, то это, прежде всего, дисциплина, мотивация и донесение до команды нашей миссии. Как в любой творческой профессии, важно подобрать людей, которым не только созвучен твой язык дизайна, но и близок твой путь развития, есть понимание, куда мы движемся и к чему стремимся. Наши достижения за этот период — около двадцати проектов, реализуемых в США, России и Европе. В портфолио представлены частные апартаменты, отели, офисы, клуб, рестораны и, надеюсь, в следующем году добавятся парк и аэропорт.
Американские заказчики понимают важность коммуникации. Их цель — успешный проект, поэтому они активно участвуют в процессе, при этом доверяют мнению дизайнера, чей авторитет для них приоритетен. Получается такая коллаборация и даже сотворчество: личность заказчика не просто отражается в языке дизайна, она его формирует. Конечно, это распространяется не на каждую зону, иначе проекты длились бы годами. Но в мастер-спальне, гостиной и кухне учитываются все особенности образа жизни семьи. У российских дизайнеров есть свои преимущества. Они хорошо знают тренды европейского дизайна, а эта эстетика актуальна в США. Российские дизайнеры имеют навыки в смежных областях, такой «метаподход» сейчас очень востребован. И в принципе тут ценят талант, индивидуальность и умение выполнять сроки и обязательства. За это готовы платить».
Артур Глебов: «Самой правильной стратегией ведения бизнеса стала максимальная мобильность, а также диверсификация своих продуктов для разных категорий людей»
«Итогом прошлого года и следствием февральских событий стали изменения российского рынка с точки зрения рекламы и продаж товаров и услуг. Очень сильно удлинились все процессы. Это связано с тем, что большинство людей до сих пор находятся в подвешенном состоянии, не понимают, как им действовать дальше. Если мы говорим про премиальный сегмент и категорию людей, которые во все времена чувствовали себя комфортно, вне зависимости от кризисов, то даже они пребывают в растерянности. Как следствие, многие премиальные продукты получили если не откат в продажах, то значительное торможение, а большинство сделок были приостановлены до прояснения ситуации. 2022 год разделил жизнь на «до» и «после», а рынок — на внутрироссийский и зарубежный. Для продавцов актуальным стал вопрос, кто остался в России. Появились две категории клиентов. Первые выбирают товары и услуги внутри страны и не рассматривают варианты работы с теми, кто уехал. Вторые в большей степени предпочитают импортные товары и услуги в разных локациях и странах.
Я отмечаю два важных аспекта в маркетинге. Во-первых, серьёзное изменение формата донесения информации до потенциальных клиентов. Во-вторых, перестройка бизнеса вне зависимости от сферы деятельности, будь то интерьерный дизайн, фэшн, автомобили или предметы роскоши.
Долгое время главным источником информации о люксе и премиальном сегменте была запрещенная сегодня в России социальная сеть. Попытки перестроиться и компенсировать её возможности за счёт Телеграм и ВК оказались не очень успешными. Как показала аналитика, обеспеченная аудитория тяжело меняет свои привычки, и новым площадкам так и не удалось стать популярными. Люди стали реже заходить в запрещённую соцсеть, поэтому значительно упали охваты, но качество аудитории не изменилось. В этой ситуации в выигрыше оказались компании, создающие классный контент с красивыми рендерами, профессиональной фотосъёмкой, работой стилистов и умеющие грамотно преподнести свою продукцию. Мои рекомендации на будущее: проведение максимальной диверсификации каналов распространения информации о своём бизнесе, используя публикации в журналах и в интернет-изданиях, создание сайтов и максимальное насыщение их информацией, присутствие в разных соцсетях. И если раньше хватало одного канала, то сейчас приходится прилагать больше усилий, чтобы оставшаяся платежеспособная аудитория тебя заметила и обратилась за товаром или услугой.
Самой правильной стратегией ведения бизнеса стала максимальная мобильность, а также диверсификация своих продуктов для разных категорий людей. Успешные компании активно вводят новые услуги и продукцию, пытаясь найти точки соприкосновения с клиентом, на которые раньше никто не обращал внимания. Те, кто адаптировался, почувствовал клиентов и их потребности, подстроился под них, а также изменил формат продаж, чувствуют себя более уверенно. Те, кто не захотел ничего предпринимать, надеясь на «сарафанное радио», всё больше ощущают нехватку в заказах. Поэтому выигрышная тактика на 2023 год — это меняться, меняться и ещё раз меняться».