Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Показываем проекты Ренцо Пьяно, каждый из которых демонстрирует способность архитектора переосмысливать традиционные архитектурные решения в контексте современных вызовов.

Дата публикации: 05.05.2025

Материал подготовила: Ольга Сондж

Ренцо Пьяно — один из самых влиятельных архитекторов современности, чьи проекты стали символами нового подхода к созданию общественных пространств. От революционного Центра Помпиду в Париже до современного музея в Стамбуле — каждый проект архитектора представляет собой не просто здание, а целостную концепцию взаимодействия архитектуры с человеком и городом.

В своих работах Пьяно мастерски сочетает инновационные решения с уважением к историческому контексту, создавая пространства, которые становятся новыми центрами общественной жизни. Его архитектурная философия строится на принципах гибкости, экологичности, многофункциональности и открытости, что позволяет зданиям органично вписываться в существующую городскую ткань и при этом задавать новые стандарты современной архитектуры.

1. Центр Помпиду

Где: Париж, Франция

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Центр Помпиду, Париж, Франция.

Фрагмент экстерьера. Центр Помпиду, Париж, Франция.

Центр Помпиду был создан Ренцо Пьяно совместно с Ричардом Роджерсом и представляет собой революционный пример архитектуры хай-тек, радикально переосмысливший эстетику культурных учреждений в конце XX века. Здание отличается уникальной «вывернутой наизнанку» конструкцией, где все технические коммуникации — вентиляционные трубы, лестницы, эскалаторы и инженерные системы — вынесены на фасад. Вместе они образуют сложный хроматический код: синие элементы системы кондиционирования, зеленые водопроводные трубы, желтые электрические провода и красные конструкции для перемещения людей. Этот смелый подход не только демонстрирует функциональные элементы как часть художественного решения, но и максимально освобождает внутреннее пространство от конструктивных ограничений.

Другая ключевая особенность Центра — его пространственная организация, построенная на принципе гибкости и трансформируемости. Пьяно создал модульную систему с открытыми этажами площадью 7 500 квадратных метров каждый, лишенными внутренних несущих стен и колонн. Такое решение позволяет бесконечно реорганизовывать экспозиционные пространства в соответствии с меняющимися потребностями музея. Фасад здания, включающий знаменитую наружную эскалаторную галерею в прозрачной трубе, обеспечивает не только практичный доступ на верхние уровни, но и предлагает посетителям панорамный вид на исторический центр Парижа. Именно так создается диалог между авангардной архитектурой и классическим городским ландшафтом.

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Центр Помпиду, Париж, Франция.

Фрагмент экстерьера. Центр Помпиду, Париж, Франция.

2. Небоскреб The Shard

Где: Лондон, Великобритания

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Небоскреб The Shard, Лондон, Великобритания.

Фрагмент экстерьера. Небоскреб The Shard, Лондон, Великобритания.

Небоскреб The Shard — выдающийся пример современной вертикальной архитектуры, переосмысливающей традиционную форму башни. 310-метровая структура имеет характерную пирамидальную форму с неровными гранями, которые сходятся к острому шпилю, но не соединяются полностью, создавая впечатление незавершенности или фрагментарности. Фасад здания выполнен из 11 000 стеклянных панелей, которые отражают постоянно меняющееся небо Лондона, благодаря чему башня кажется то материальной, то почти эфемерной. Эта особенность позволяет The Shard интегрироваться в исторический силуэт города, несмотря на свой внушительный масштаб.

Концепция вертикального города, реализованная Пьяно в The Shard, воплощает его философию многофункциональной архитектуры. Башня разделена на несколько функциональных зон: нижние этажи занимают офисы, выше расположены рестораны и пятизвездочный отель, а на верхних уровнях находятся роскошные апартаменты и открытая смотровая площадка View from The Shard.

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Небоскреб The Shard, Лондон, Великобритания.

Фрагмент экстерьера. Небоскреб The Shard, Лондон, Великобритания.

3. Дом культуры «ГЭС-2»

Где: Москва, Россия

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия.

Фрагмент экстерьера. Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия.

Масштабный проект реконструкции бывшей электростанции был реализован в 2020-2021 годах. Архитектор бережно отнесся к оригинальной стальной конструкции и кирпичному фасаду, но полностью переосмыслил внутреннее пространство, создав светопроницаемый объем, наполненный воздухом. Знаковым элементом реконструкции стала новая кровля из стекла с интегрированными солнечными батареями и система из 70 тонких стальных труб-дымоходов, которые не только отдают дань индустриальному прошлому здания, но и служат частью современной экологичной системы естественной вентиляции и геотермального отопления.

Особое внимание Пьяно уделил интеграции ГЭС-2 в городской контекст, превратив прилегающую территорию в общественное место с березовой рощей, площадью и амфитеатром. Внутренняя планировка — трансформируемая: центральный неф бывшего машинного зала превращен в многофункциональное пространство, способное адаптироваться под различные виды современного искусства. Таким образом, ГЭС-2 воплощает характерный для Пьяно принцип легкости архитектуры и демонстрирует его способность переосмыслить историческое наследие, сохраняя память места, но наполняя его новыми функциями и смыслами.

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия.

Фрагмент экстерьера. Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия.

4. Концертный зал Осло

Где: Осло, Норвегия

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Конценртный зал Осло, Норвегия.

Фрагмент экстерьера. Конценртный зал Осло, Норвегия.

Концертный зал Осло, открытый в 2020 году, расположен на береговой линии фьорда в районе Бьёрвика. Визуально здание напоминает айсберг, частично поднимающийся из воды, — этот образ воплощен в наклонном белом мраморном фасаде, плавно спускающемся к водной глади. Часть здания буквально нависает над водой, создавая крытую общественную зону, размывающую границу между внутренним и внешним пространством.

Внутреннее устройство концертного зала демонстрирует характерную для Пьяно гуманистическую философию, где акустическое совершенство сочетается с демократичностью пространства. Главный зал на 1 250 мест спроектирован по принципу „виноградника“: аудитория окружает сцену с разных сторон и уровней, создавая интимную атмосферу близости между музыкантами и слушателями, несмотря на значительные размеры помещения.

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Конценртный зал Осло, Норвегия.

Фрагмент экстерьера. Конценртный зал Осло, Норвегия.

5. Музей современного искусства Istanbul Modern

Где: Стамбул, Турция

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Музей современного искусства Istanbul Modern, Турция. Фото: istanbulmodern.org.

Фрагмент экстерьера. Музей современного искусства Istanbul Modern, Турция. Фото: istanbulmodern.org.

Здание музея представляет собой гармоничный синтез современной архитектурной эстетики и исторического контекста прибрежного района Каракёй в Стамбуле. Расположенный на берегу пролива Босфор, музей стал частью крупного проекта реконструкции портовой зоны Галатапорт и занимает чрезвычайно чувствительную позицию на стыке европейской и азиатской частей города. Фасад музея выполнен из стекла и перфорированных металлических панелей различной степени прозрачности, которые фильтруют свет и создают утонченную игру теней внутри выставочных пространств.

Внутреннее устройство Istanbul Modern воплощает ключевую идею Пьяно о музее как доступном и открытом пространстве для диалога с искусством — экспозиционные пространства легко трансформируются под разные типы выставок. Особое внимание архитектор уделил пути гостя, который разворачивается подобно продуманному рассказу с эмоциональными акцентами — паузами у просторных окон, откуда открываются впечатляющие виды на Босфор, старый город и очертания азиатской части мегаполиса.

Центр Помпиду, ГЭС-2 и еще 3 знаковых проекта: эволюция архитектурной мысли Ренцо Пьяно

Фрагмент экстерьера. Музей современного искусства Istanbul Modern, Турция. Фото: istanbulmodern.org.

Фрагмент экстерьера. Музей современного искусства Istanbul Modern, Турция. Фото: istanbulmodern.org.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

С детского рисунка в дизайн: кинетический стол Адель Мартелли

Дизайнер взяла за основу новой модели домашнее задание сына.

#Новости

Как организовать ТВ-зону и красиво ее оформить: 5 мнений дизайнеров

Оформление ТВ-зоны требует особого подхода, ведь черный экран может как украсить интерьер, так и испортить его визуальное восприятие.

#Интерьер #Гостиные

Мебель для кошатников: новинка Riva 1920

Стул Miaooo напоминает о мягких кошачьих лапках.

#Новости

Минимализм с элементами mid-century: квартира в доме 1936 года

Для молодой и жизнерадостной семьи врачей с маленькой дочкой дизайнеры Татьяна Отич и Надежда Облачкова создали легкий, полный света интерьер с акцентами в природных цветах.

#Интерьер #Квартиры #Минимализм #Москва