Четыре уровня импровизации

дом общей площадью 980 м2 Борис Крутик

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Александра Шапиро

Архитектор: Борис Крутик

Журнал: N6 (29) 1999

Импровизация - это не что иное, как "создание произведения в момент исполнения, без предварительной подготовки". "Блестящей" или "удачной" ее принято считать, когда талант и вдохновение автора воплощаются в границах заданной кем-либо темы. Хорошей иллюстрацией к сказанному может послужить предлагаемая нами история одного загородного дома Архитектор Борис Крутик интерьер не столько проектирует, сколько "импровизирует", "лепит" непосредственно в пространстве, считая такой подход наиболее "здоровым" в условиях нашего рынка. И максимально привлекательным для заказчиков. Ведь не порабощенное раз и навсегда утвержденной композицией, "подвижное" пространство дает обитателям возможность привносить в обстановку новые, "свои" элементы - мебель, картины, безделушки, талисманы...
"Темой для импровизации" стал большой загородный дом, построенный другим архитектором в духе особняка эпохи модерн. Заказчики - очень гостеприимная супружеская чета, которая ценит комфорт, уют и разнообразный отдых. Они сформулировали самые разнообразные пожелания относительно будущего жилья. Например, от него в первую очередь ждали компромисса между нелюбовью хозяина к замкнутому, а хозяйки - к открытому пространству. Или, скажем, требовалось упорядочить хаос предметов мебели, до этого "живших" в других домах. Импровизировать предстояло на четырех этажах, включая цокольный.
Для начала практически все помещения подверглись основательной реконструкции. Это повлекло за собой и некоторые изменения внешнего вида дома: появилась пристройка-зимний сад, окно эркера распределилось по всему периметру, сменив два маленьких окошка, исчезли лишние окна в мансарде. Кроме того, стены и крыша были окрашены в новые цвета, по "звучанию" практически совпадающие с колористикой внутреннего убранства дома. В результате и эстетически, и конструктивно фасад стал восприниматься как единое целое с интерьером. Однако экстерьерные работы проводились с максимальной деликатностью, только после предварительного согласования с "основоположником" строительства - архитектором Владимиром Ильичом Свистуновым. Во мнениях сошлись все: главное - не разрушить стилистическое единство здания.

На цокольном этаже, помимо хозяйственных служб (котельной, постирочной, сушки для белья), разместилось все необходимое для активного отдыха: бильярдная с баром, тренажерный зал, сауна и "зеркальный" бассейн.
Для того, чтобы зрительно увеличить и "поднять" низкое помещение, стены облицевали узкими зеркальными полосами.

Первый этаж дома традиционно стал гостевым. Основной принцип его планировки, по выражению Бориса Крутика, - "правильная организация движения". Отсутствие межкомнатных дверей способствует беспрепятственному перемещению из гостиной в столовую, а из столовой - на кухню. Небольшая же прихожая, согласно пожеланию заказчиков, выстроена так, чтобы из парадных помещений не просматриваться. Соответственно, разуваясь и вешая пальто на вешалку, можно наслаждаться лишь одним зрелищем - собственным отражением в зеркале встроенного шкафа.

Главная комната первого этажа - большая гостиная - разделена на две части. Граница обозначена различной отделкой пола (керамическая плитка и дубовый паркет). Спустившись на три "каменные" ступеньки и повернув направо, вы оказываетесь в каминной.
Впрочем, если принять во внимание количество расслабляющих "посадочных мест", ее вполне можно назвать диванной с камином. Последний выполнен по эскизам Бориса Крутика.

Идете налево, по уже "деревянным" ступенькам, - и перед вами так называемый "данс- холл" с эркером. В стремительно уносящемся вверх (на высоту еще одного этажа) светлом пространстве эркера парит эфемерная птичья стайка. В действительности это прикрепленная к фальш-балке лампа-инсталляция Инго Маурера Birds Birds Birds - тонкие провода, припаянные к цоколю патрона, места соединений каждой лампочки увенчаны парой прозрачных стеклянных крыльев. Сверху на фальш-балке расставлены бонсаи, так что она играет не только утилитарную, но и художественную роль.

Относительно кухни и столовой, имеющей выход на веранду, хозяйка высказалась коротко и ясно: здесь нужны были удобное место для приготовления пищи и большой обеденный стол.
Стол - длинный (3,4 м), основательный, с массивным подстольем - разместить несложно. Но вот с кухней пришлось повозиться, поскольку обстановка для нее не заказывалась специально, а комплектовалась из уже имеющихся отдельных предметов. "Плясать" начали от углового сушильного шкафа. Затем что-то куда-то привинчивали, навешивали, пристраивали. И в итоге посредством "метода ручной сборки" успешно решили интерьерную головоломку. К организации же веранды- зимнего сада наш архитектор отношение имеет "минимальное": он "только смоделировал удачно освещенное пространство". А девять квадратных метров экзотической растительности - это заслуга хозяйки и приглашенных ею фитодизайнеров.

И последний запоминающийся "момент" столово-кухонной зоны - "зубчатая" стена с окнами. Сначала от нее хотели избавиться, но оказалось, что столь смелая пластика обусловлена вполне прозаическими причинами. Согласитесь, близко стоящий соседний дом - не лучший вид для созерцания из окна.
А диагональные окна "зубчатой" стены сориентированы на другие горизонты.

Второй этаж - это хозяйская спальня с ванной комнатой и небольшим балкончиком и три комнаты для гостей (плюс еще один санузел). В каждой гостевой имеется нечто такое, что придает ей своеобразный тонкий шарм. Он проявляется то в изяществе кованой спинки кровати, то в изысканности цветовой гаммы, то в непринужденности обстановки. Что же касается спальни владельцев дома, то здесь архитектором создана превосходная импровизация на тему "Окно спальни".
Оформленное в японском духе большое окно комнаты выходит в эркер, простирающийся на два этажа. При одном только взгляде на двусветное пространство самого эркера просто дух захватывает от высоты. Параллельно окну тянется уже упоминавшаяся фальш-балка, поэтому чуть ли не под ногами растут бонсаи, а еще ниже летают Birds Birds Birds. Вид из эркера на углубления гостиной, на "птичью" лампу, бонсаи и японское окно, не менее хорош.

И последний этаж. На единой площади в 96 квадратных метров с удобством расположились кабинет хозяина дома, библиотека и домашний кинотеатр. Выход на балкон оформлен почти как люкарна - слуховое чердачное окно, увенчанное маленькой крышей.

Вместо заключения: в жизни всегда есть место импровизации.

Пока мы осматривали последний этаж, в доме что-то неуловимо изменилось. Дом живет, преображается, светится гостеприимством. И чтобы вдохновенно импровизировать на тему своей жизни, его владельцам совсем не нужны чертежи и планы...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости