Что думает товарищ Старк?
Филипп Старк о гражданской позиции в дизайне
в галерею
SALON: Что Вы сами думаете о своих новых коллекциях? Я имею в виду коллекции Long&Hard и Guns.
- Long&Hard... Мне очень интересна эта коллекция. Знаете, в зависимости от времени и настроения человеку хочется окружать себя теми или иными вещами. Иногда нам нужно что-то разумное, сдержанное, невидимое, а иногда что-то очень сильное. Long&Hard - это почти невидимая вещь. Форма минимизирована донельзя. И материала ровно столько, чтобы скрыть источник света. Зато как выглядит этот материал! Вот лампа из металла. Взгляните на его обработку, на полировку, какая она разная и как по-разному смотрится. А вот лампа из мрамора. Тончайшие стенки, мрамор будто светится, видны все его прожилки. Я считаю такую тонкую работу с материалом искренней. И в том, и в другом случае мы не стали придумывать что-то эдакое с материалом. Скорее наоборот, мы показали, как в прямом смысле минимальными средствами можно добиться потрясающего эффекта. Вы подумайте: ведь здесь минимум минимума. Такой квадратный корень, который привел нас к успеху... Вообще-то здесь мы показали лишь несколько предметов из коллекции, всего их будет двенадцать.
S: Надо полагать, у коллекции Guns совсем другая концепция?
- Знаете, я не философ, не писатель и не певец. Но могу выразить свое отношение к происходящему в мире моим орудием труда - дизайном. И считаю, что я обязан это сделать. Думаю, что покупка человеком практически каждого предмета неслучайна. И, как правило, наш выбор в пользу того или иного предмета обоснован целым рядом причин. Ссылки на социальный статус и моду - лишь объяснение следствия. Причины лежат глубже. В первую очередь все, что мы делаем, связано с политикой. С политическими отношениями между нашей страной и другой страной, с внутренней политикой той страны, где мы живем, и т.д. Это значит, что когда вы покупаете одежду GUCCI - это политика, когда вы покупаете BMW - это тоже политика. То есть это уже ваша внешняя политика как ответ на политическую ситуацию в стране и в мире в целом. Я вообще считаю, что когда вы хоть что-нибудь делаете в своей жизни - это уже политический выбор, это ваш избирательный голос.
Вот я и подумал: почему бы мне не использовать в политических целях мою позицию дизайнера? Ведь это единственная позиция, которая у меня есть.
Да, я сделал коллекцию ламп в форме оружия. Автомат Калашникова - это самый успешный проект инженерного дизайна за всю историю человечества. В настоящее время только официально существует более 1,5 миллиона автоматов подобной системы. И мой политический жест в данном случае заключается в том, чтобы миллионными тиражами распространять не настоящий калашников, а эти золоченые торшеры. Для коллекции Guns я взял за образец самые популярные виды оружия: Беретту, автомат Калашникова и американскую винтовку M-16.
S: Вы когда-нибудь отдыхаете?
- Я не работаю. Я просто мечтаю лежа в постели. Иногда я так провожу и дни, и ночи. Мне не от чего отдыхать. Все мое время делится на то, которое я провожу с любимым человеком, и на то, которое без него.
S: Как начинается Ваш день?
- У меня два вида дня: плохой и хороший.
Я расскажу о хорошем. Хороший день - это когда я в одном из моих бунгало в очень безлюдном месте. В центре большого леса или на маленьком острове, где нет домов, дорог, мостов, электричества. Я живу вне цивилизации. Когда я живу один, мне нужна очень маленькая спальня, мой рабочий стол обычно находится на расстоянии максимум 18 см от кровати. Проснувшись, я могу оставаться в кровати: мечтать, рисовать... Я ем только вегетарианскую пищу и натуральные, здоровые продукты. После завтрака я делаю зарядку. Потом иду гулять, возвратившись, готовлю еду. Все очень просто.
S: Без чего Вы бы не могли жить?
- Раньше я думал, что живу, лишь когда творю. Думал, что все, что мне нужно, - это мои мечты, дизайн, архитектура. Знаете, совокупный доход компаний от продажи моих изделий составляет один миллиард долларов в год. Поэтому я не могу остановить этот конвейер. Хотя все же надеюсь вскоре переключиться с производства этой бесполезной материальности на кое-что иное. Сейчас во Франции я затеваю телевизионное шоу. Это будет политическое шоу.