Дени Монтель - ведущий архитектор студии RDAI (Rena Dumas Architecture Intérieure), которую создала Рена Дюма, жена председателя правления Hermés Жана-Луиса ДюмаСтудия известна тем, что проектирует интерьеры бутиков для всех брендов, принадлежащих HERMÉS. Кроме того, студия спроектировала зал аукционного дома Christie’s в Париже, штаб-квартиры для Artemis Group и Yves Saint Laurent, выполнила проект частного бизнес-джета и создала несколько десятков интерьеров для частных клиентов. Дени Монтель - тот самый человек, который отвечал за архитектурное исполнение этих проектов.
SALON: Расскажите, почему интерьеры бутиков HERMÉS так похожи? Например, при входе всегда стоит металлическая рама с меандром...
- О, не только это... Мы в студии называем это кодом элементов. Стандарты кода задал самый первый бутик HERMÉS на 24 rue du Faubourg Saint-Honoreў, который открылся в 1926 году. Такие элементы кода, как металлическая рамка или полы, выложенные трехцветной керамической плиткой, повторяются во всех бутиках марки. Но, обратите внимание, ни один из салонов HERMÉS не похож на другой. В бутике на Манхэттене получился "темный", мужской интерьер: мы использовали там вишню почти коричневого оттенка и выбрали насыщенный красный цвет для обивки мебели. Второй бутик HERMÉS в Москве не похож на первый и так далее... Когда в следующий раз зайдете в бутик в ГУМе, обратите внимание на пол. Традиционная гамма плитки для пола - это серый, белый и желтый. Но в Москве мы использовали темно-серый, светло-серый и красный, чтобы создать более холодный интерьер.
S: Один из самых необычных бутиков HERMÉS находится в Токио в ультрасовременном здании, которое построил Ренцо Пьяно (Renzo Piano). Трудно ли было адаптировать стиль марки под современную архитектуру?
- Нам было сложно понять, какие цвета подходят для этого бутика, потому что пространство очень светлое. Рена Дюма сказала, что ей необходимо поехать в Японию и оказаться внутри бутика. Нужные оттенки она выбрала прямо на строительной площадке.
S: Насколько Вам близок стиль Ренцо Пьяно?
- Ренцо Пьяно - героический архитектор, который продолжает традиции Baukunst, сформулированные Мисом ван дер Роэ. Мне также нравятся сдержанный стиль Гленна Меркутта (Glenn Murcutt), поэзия и точность, присущие Питеру Цумтору (Peter Zumthor), радикальная архитектура студии SANAA и многие концепции студии Herzog&de Meuron.
S: Какие из отелей, в которых Вы жили, нравятся Вам с точки зрения архитектуры?
- Я люблю отели с историей - вроде парижского Ritz или Waldorf Astoria в Нью-Йорке. Мне не нравится жить в гостиницах, которые похожи на мой собственный дом. Пожалуй, один из самых необычных отелей, которые я видел за последнее время, - это Lloyd Hotel в Амстердаме. Его построили архитекторы из студии MVRDV, а интерьеры создали много разных дизайнеров и декораторов. Мне понравилось, что там нет ощущения однообразия, свойственного многим бутик-отелям.
S: Вы в прошлом году приезжали в Москву на открытие бутика HERMÉS в ГУМе. Видели какие-то здания, которые Вам понравились?
- На самом деле это был не первый мой визит в Москву. Я приезжал в Россию в 1991 году со своими друзьями и провел здесь около месяца. Визит как раз пришелся на период путча. Это было и забавно, и немного страшно. Вообще, Санкт-Петербург нравится мне больше, чем Москва. Прекрасная архитектура, прекрасные парки, и воздух гораздо чище. Говорить о московской архитектуре мне сложно. Когда я смотрю на некоторые здания в Москве, я просто не понимаю, что хотел сказать архитектор.