Деревом по дереву

Техника маркетри

Дата публикации: 26.11.2012

Текст: Марина Волкова

Журнал: de Luxe Классика N2 2012

Мастеров-маркетристов, то есть тех, кто работает в технике маркетри, часто называют художниками, а их труд приравнивают к искусству. Эта разновидность инкрустации - один из самых эффектных приемов в декорировании классической мебели

Маркетри - та же мозаика, только не из кусочков стекла, а из дерева. Первыми эту технику стали применять еще древние египтяне: они украшали саркофаги рисунками из пластинок самшита и железного дерева. Греческие мастера научились изменять цвет древесины, кипятя ее в краске. Это расширило палитру и дало возможность придумывать намного более сложные изображения. Но настоящего расцвета инкрустация деревом по дереву (маркетри можно расшифровать и так) достигла в эпоху Возрождения. Самыми искусными были итальянцы. Особенно прославились мастера из Сиены. Один из них, Маттиа Нанни, создал мозаичный образ Девы Марии, по тонкости исполнения и богатству красок не уступающий рукописному. Впоследствии это искусство широко распространилось по всей Европе.

Инкрустация снова вошла в моду в XVII веке. Мебель тогда делали чем пышнее, тем лучше, и декорировали безудержно. Маркетристы создавали невероятные картины - натюрморты, пейзажи, исторические полотна. Их произведения отличались таким художественным мастерством, что начали приравниваться к живописным. Появились первые мэтры, которые придумали свой, неповторимый стиль, запомнились, прославились, вошли в историю.

Прежде всего это французский мебельщик Андре Шарль Буль. Он любил инкрустацию черепаховым панцирем в сочетании с рогом, слоновой костью и черным деревом. Самым известным мастером XVIII века был итальянец Джузеппе Маджолини. Столярное ремесло он изучил, работая плотником при монастыре, а свою мастерскую открыл уже после переезда в Милан. Маджолини был неравнодушен к экзотическим сортам дерева. Он использовал не только древесину естественных оттенков, но и разноцветные пластинки: синие, зеленые, чтобы добиться превосходного живописного эффекта. Нужный цвет мастер получал, обрабатывая поверхность минеральными солями. В одном произведении он мог сочетать более восьмидесяти разных видов дерева. Но, пожалуй, даже его превзошел наш современник Марио Мориджи, который создал стол, украшенный шестью миллионами узоров (длина стола - 85 метров).

Маркетри бывает разным. Пластинки могут впаиваться в поверхность (это называется интарсией) или накладываться на нее (а это уже облицовка). Пластинки представляют собой шпон (тонкий срез) дерева. Станок для его производства изобрели еще в XVI веке. По принципу работы он напоминает точилку - древесина «шинкуется» на тонкие листы. Из них формуют детали нужной формы, которые скрепляют клеем. Почти все фабрики, наследуя традиции, прежде всего итальянские, используют маркетри при создании классической мебели. В качестве основы берут древесину ореха, а уж инкрустация может быть самой разной, от экзотических пород дерева до чешуек австралийского перламутра.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости