Диагноз: коммуналка

квартира общей площадью 150 м2 (Москва) Вадим Греков, Влада Моносова

Фото: Евгений Лучин

Текст: Борис Григорьев

Архитектор: Вадим Греков

Дизайнер: Влада Моносова

Руководитель проекта: Андрей Фролов

Журнал: N1 (24) 1999

Процесс переделки массового жилья в индивидуальное - всегда компромисс. Однако в рамках этого необходимого компромисса заказчики все больше доверяют архитекторам. А те предлагают неординарные, кажущиеся иногда экстравагантными пространственные решения Эту эксклюзивную квартиру отличают от многих других, появившихся в последнее время, два качества: во-первых, последо-вательно проведенная архитектурная концепция и, во-вторых, неразрывная стилистическая связь с внешним обликом здания. Начнем со второго.

Дом представляет собою добротный образец московской архитектуры тридцатых годов. Тогда в жилых постройках столицы еще сохранялась структура и пропорции, напоминающие о расцвете архитектурного функционализма годов двадцатых.
Именно стилистическая выдержанность и удачно найденное соотношение форм фасада побудили архитекторов "связать" внешнее и внутреннее пространство.

Планировочная схема традиционной московской коммуналки с мелкой нарезкой помещений (по окну на каждую из шести комнат и кухню) одновременно облегчала и затрудняла задачу. Сравнительно большая площадь (150 м2) и прочность конструк-ций (монолитный железобетон) создавали предпосылки для известной композиционной свободы. Однако тяжелые потолочные балки (ригели), опирающиеся на мощную поперечную несущую стену, казалось, наоборот, не оставляли для нее никакой возможности.
Решение пришло не сразу. Но в конце концов необходимость преодолевать препятствия обогатила первоначальный архитектурный образ.

В основу этого образа легла идея перетекающего, непрерывно развивающегося пространства. Причем развивающегося не в двух, а в трех измерениях. Зрительную его целостность необходимо было увязать с достаточно жестким функциональным зонированием: делением квартиры на жилую и парадную части; созданием комфортных, сообщающихся между собой и вместе с тем достаточно изолированных помещений для семьи из трех человек.

Реализация замысла потребовала переноса главной композиционной оси. Теперь она направлена по диагонали и прошла сквозь центральную несущую стену. В последней пришлось прорубить многочисленные проемы, добиваясь эффекта "прозрачности". Поперечные ригели, опускающиеся иногда ниже оконных проемов, были закрыты подвесным потолком. Его меняющаяся высота дала дополнительные возможности для поиска в области пластики.
С "разновысоким" потолком перекликается пол, решенный по функциональным соображениям в трех уровнях. Направление планировочной оси подчеркивается рисунком паркета - его массивные пластины положены по диагонали. Для того, чтобы избежать зрительной монотонности, паркет набран из досок различной ширины.

А теперь совершим небольшое путешествие по необычным и в то же время логичным интерьерным "просторам"...

Театр начинается с вешалки, а квартира - с прихожей, где эта вешалка расположена. Кроме того, здесь находится неуничтожимый бетонный стояк от некогда существовавшего дымохода. Уже прихожая задает образ непрерывно расширяющегося и перетекающего пространства. Для этого стояк и стенные шкафы облицованы зеркалами, а пол, покрытый черно-белой плиткой, "выплескивается" на стены.

В почтенном прошлом квартиры подобного класса обязательно имели парадный и черный ход. В нашем случае обе эти функции пришлось совместить в прихожей: из нее можно попасть и в гостиную, и - через постирочную - на кухню.
Разница двух этих маршрутов подчеркнута различием дверей: одна выполнена из полупрозрачного стекла, другая - массивная, деревянная и украшена декоративными вставками. Мы, на правах гостей, войдем через стеклянную дверь в гостиную.

Перед нами самое большое и сложное по конфигурации помещение квартиры. Большая гостиная разделена на "диванную" зону и угол с аудиотехникой. В эпицентре первой, естественно, обширный кожаный диван (производитель - немецкая фирма "Поген Пол"), покоящийся "под сенью" утопленного в стенную нишу книжного шкафа. Бетонные колонны с мощной несущей балкой "соединяют - разделяют" открытое пространство гостиной с пространством столовой. Дополнительной связкой служит... большой телевизор, вмонтированный в бетонную колонну: его можно поворачивать экраном то в сторону гостиной, то в сторону столовой.

Гостиная беспрепятственно сообщается со столовой и кухней. Роль соединителей-разделителей в этом случае играют бетонные колонны, барная стойка, различные высоты пола и потолка.
Заметим, кстати, что современное оборудование вытяжки и кондиционирования позволяет радовать глаз без ущерба для обоняния: взаимопроникают пространства, но не запахи.

Меблировку столовой составляют окруженный массивными стульями стол и шкаф. Барная стойка - распространенный почти до банальности прием разграничения столовой и кухонной зоны - действительно удобна и функционально оправданна. Кроме того, она играет в данном случае стилистически объединяющую роль: с гостиной и столовой ее роднит стекло, с кухней - металл (матово полированная нержавеющая сталь).

Качество стеклянных деталей в квартире вообще заслуживает отдельного разговора. Работавший над ними Михаил Романов принадлежит к тому типу мастеров, которых во Франции называют "артизан". Имеется в виду, что их ремесло переходит в искусство.

Кабинет и спальня объединены с гостиной общим светом, свободно преодолевающим стеклянные перегородки. Кабинет при необходимости легко трансформи-руется в комнату для гостей.
Это самое скромное, почти аскетическое помещение со светлой мебелью из массивного дерева и черным кожаным диваном, выглядящим как секция дивана гостиной. Из кабинета по коридору можно пройти в детскую и спальню. Как и все комнаты, они имеют сложную конфигурацию, позволяющую, с одной стороны, добиться хорошей освещенности, а с другой - пластически обогатить интерьер.

Важное композиционное значение имеют здесь окна. На фасаде со стороны гостиной и спальни расположены три окна. Архитектору и заказчику хотелось, чтобы и в спальню, и в гостиную свет попадал из двух окон.
Для решения этой задачи возле центрального окна были под углом, исключающим возможность "подглядывания", установлены две стеклянные перегородки. За ними устроен небольшой зимний сад, опять-таки объединяющий-разделяющий пространство гостиной и спальни.

Пятиугольная спальня окрашена в интенсивный синий цвет, слегка "успокоенный и утепленный" различными тональными добавками. Синий подвесной потолок эффектно контрастирует с белой плоскостью перекрытия. Вся мебель выполнена по индивидуальному проекту дизайнерами Арт-группы "Камень". Привлекает внимание оригинальная по форме кровать. Кстати, на мебели тоже хочется остановиться особо. Неправильная форма комнат вызвала к жизни необычные, эксклюзивные предметы. Которые одновременно вносят разнообразие в пластику пространства и поддерживают его композиционную целостность. Мебель из массивного дерева различных оттенков смягчает холодноватую элегантность интерьера теплом естественного цвета и фактуры.
Стилистически обстановка тяготеет как к функционализму двадцатых, так и к Ар-деко тридцатых годов. И перекликается с общей стилистикой здания.

К приватной зоне примыкает ванная комната. Это единственное в квартире целиком закрытое помещение. Однако и здесь находит продолжение стержневая идея "расширяющегося пространства". Для ее реализации в ванной, как и в прихожей, приме-нены зеркала. Облицованные зеркалами верхние части стен и потолок размывают границы пространства. И в то же время создают эффектный контраст с полированным коричнево-черным базальтом, опоясывающим стены понизу. Также здесь проводится общий для квартиры принцип объединения-разделения: в зависимости от функциональной зоны, стены облицованы базальтом до разного уровня. Граница стекла и камня придает рисунку стен графическую остроту.

Подчеркнутой резкостью контрастов ванная как бы противопоставлена всем остальным помещениям. Но и ее объединяет с коридором и спальней полупрозрачное окно, дающее доступ естественному свету.
Вообще этой квартире присуще акцентированное, иногда до нарочитости, внимание к деталям. И последовательное подчинение всех приемов основно

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Киевская квартира, в которой цвет стал главным героем

Устав от спокойных бежевых тонов, заказчики попросили дизайнера Юрия Зименко впустить цвет в интерьер их новой квартиры. Рассказываем, что получилось.

#Интерьер #Квартиры #Современная #Украина

Дом в Сардинии: тёплый и уютный интерьер в стиле эклектика

Этот проект, реализованный архитектурным бюро Ольги Фрейман, появился благодаря увлечённости заказчиков Сардинией и итальянской культурой в целом. Остров имеет необычный рельеф, обусловленный выступами горных пород. Это определило планировку участка и архитектурные особенности расположенных на нём построек.

#Интерьер #Дома #Эклектика #Италия

Уют и комфорт: интерьер загородного дома в духе нестареющей классики

В этом частном доме в Переделкине безошибочно угадывается фирменный стиль архитектурной мастерской Нины Прудниковой и её главный, основополагающий принцип работы — дом и интерьер как «гармоничное пространство для жизни», где нет места вычурности и нарочитости.

#Интерьер #Дома #Американская классика #Подмосковье

Новинки выставки FTK: стильная бытовая техника для современной кухни

В апреле в Милане параллельно с кухонной выставкой EuroCucina проходила выставка FTK, посвящённая новинкам бытовой техники. Итак, констатируем: приборы становятся всё умнее и выглядят всё эффектнее! Немного о главных хитах.

#Вещи