Для тех, кто любит царскую роскошь

дом под Санкт-Петербургом Светлана Шеметилло

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Анатолий Можаров

Архитектор: Светлана Шеметилло

Журнал: N5 (28) 1999

"Асновано и зачато строить село Павловское в 1777 году в декабре 12 числа. Место апробовано по поднесенному плану и сетуация под Павловск в 1777 году в декабре 4-м числе. Дом начато строиться того же году и месяца 12 числа", - гласит "Смета по счету", хранящаяся в рукописном фонде Павловского дворца Петербургская земля, alma mater второй, европеизированной столицы, напоенная архитектурными фантазиями голландцев, шотландцев и итальянцев, не может не привлекать людей чувствительных к высокому искусству. Кто-то только мечтает побывать здесь, кто-то приезжает, чтобы перейти белой ночью через канал Грибоедова по Театральному мостику или покормить рыжехвостых белок в засыпанном осенней листвой Царском Селе.
Но оказывается возможно и такое: просто поселиться вблизи парков и дворцовых ансамблей и навсегда утонуть в очаровании их аллей, ротонд, капризов и башен-руин. Для этого необходим совсем пустяк: приобрести или выстроить здесь коттедж.

Конечно же, близость дворцово-паркового ансамбля диктует стилевую направленность реконструкции и обязывает ко многому. Но архитектор Светлана Шеметилло решила не бросать вызов основателям классицизма. Она просто подыграла им и, нужно сказать, весьма тактично. Правда, при этом возникла необходимость решения проблем, связанных с отличиями в архитектуре коттеджа и дворца.
"Первый этаж с парадными сенями был занят под жилье, второй - парадными залами".

Прежде всего, решено было отвести под парадные залы первый этаж. Как известно, дворцовая анфилада была не просто осью с нанизанными на нее однообразными помещениями. Каждая комната отличалась формой и цветовой гаммой, часто в светлых тонах. Эта особенность, как "вторичный признак" анфилады, и был использован Светланой Шеметилло. При отсутствии реальной она создала воображаемую анфиладу, то есть ряд изолированных помещений различной формы в традиционной цвето-тональной гамме. В то же время, сравнивая интерьеры с дворцовыми, невозможно сказать, что они воспроизводят декор "Парадного Вестибюля", "Малинового кабинета" или "Угловой гостиной". Все комнаты новоявленного "дворца" оригинальны.

Первое помещение, однозначно идентифицирующее стилевую направленность всего интерьера, - парадный холл. Он объединяет все помещения первого этажа - дверь каждого из них открывается в холл, что задает настроение праздничной торжественности.
Детали, позволяющие скрыть тектоничность несущих конструкций и создающие атмосферу легкости, не выходят за рамки выбранной стилистики. Глубокая каннелюра с арабесками на васильковом фоне в пилястрах центральной арки, трельяжеподобные диагональные кессоны в "аттиках" всех порталов и многочисленные точечные светильники по карнизам корректно подыгрывают светлой тональности помещения.

Холл завершается диванной в эркере. Здесь хороши окна в сад, точнее в партер - открытую часть сада с цветниками, газона-ми и так далее.

Как уже говорилось выше, все помещения первого этажа сообщаются с холлом непосредственно. Прежде всего, это гостиная, отличающаяся от остальных комнат по меньшей мере наличием камина. Он нарочито классицистичен, увенчан зеркалом в "триумфальной" раме и каминными часами. Как и другие "парадные" помещения, гостиная освещается ажурной люстрой и множеством прикарнизных светильников. Пара жирандолей предназначена, по-видимому, для вечеров в интимной атмосфере.
На торжественность церемоний, которые могут иметь место в столовой, настраивает вызывающе откровенное ритмическое повторение формы столешницы в плафоне. Это создает иллюзию строгой симметричности комнаты, где даже неточное движение кого-то из гостей кажется недопустимым. На самом деле через некоторое время первое впечатление торжественности исчезает, поскольку глаз обнаруживает множество деталей, разрушающих симметрию. Душа успокаивается, и в ней остается только ощущение праздничности.

Бирюзовую кухню отделяет от столовой застекленная дверь.
Разумеется, кухня современна и заметно выделяется из общей декоративной ситуации, но я бы не сказал, что контрастирует с ней. Мебель "под ретро" и тактично подобранные детали позволили архитектору снивелировать "прогрессивность" функционально значимого кухонного оборудования.

Гостевая спальня, дверь которой тоже выходит в холл, пожалуй, наименее стильна, хотя и "сыграна" в колористическом ключе всего первого этажа. Но как знать, может быть, именно эту комнату далекие потомки, снова все переделывая на свой лад, сочтут самой оригинальной...

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Респектабельный интерьер с советской символикой

Подчёркнуто респектабельный, солидный интерьер с советской символикой — новая  работа архитекторов Ивана Качалова и Игоря Метёлкина.

#Интерьер #Квартиры #Неоклассика #Москва

Грузинский ресторан «Казбек»: душевное заведение с видом на «Москву-Сити»

Интерьер ресторана представляет собой собирательный образ гостеприимных грузинских квартир.

#Интерьер #Рестораны, бары, клубы и кафе #Эклектика #Москва

Фабио Мазоло: «Наша марка — это не мебель, а то, что за ней стоит: эмоции, стиль жизни...»

Фабио Мазоло — из третьего поколения семьи итальянских мебельщиков. Недавно он приезжал в Москву: в интерьерном салоне с говорящим названием Casa Ricca («Богатый дом») открылась экспозиция его марки Giorgio Collection.

#Люди

Гостевой домик в Подмосковье, будто перенёсшийся из Италии

Тоскана? Венето? Ломбардия? Не стоит гадать. Этот гостевой домик находится в Подмосковье, хотя кажется, что он по волшебству перенёсся сюда из Италии.

#Интерьер #Дома #Средиземноморская #Подмосковье