Дом на крыше
пентхаус общей площадью 180 м2 Павел Романов
в галерею
Исконное значение слова "пентхаус" - тент, навес; вторичное - фешенебельная квартира на крыше небоскреба.
Здесь о небоскребе речь не идет: поводом для архитектурного эксперимента стала площадка между двумя квартирами на последнем этаже старого киевского дома. Квартиры объединили, а участок кровли между ними накрыли стеклянным "колпаком" - легкой конструкцией с металлическим каркасом, обозначив, тем самым, композиционный центр нового жилища.
К интерьеру гостиной авторы подошли иронически, демонстративно противопоставляя элементы хай-тека: металлические конструкции, современный, свободно стоящий камин - ионической колонне (не несущей никакой нагрузки), мягкой мебели под старину. В обстановке квартиры с изысканной небрежностью смешаны черты, присущие разным столетиям: установка на принципиальную стилистическую не-однородность позволила создателям интерьера разрушить надменное единообразие форм и решений, оставаясь в пределах существующих стилей.
Сам образ стеклянной гостиной невольно заставляет вспомнить прозрачные дома из замятинского романа "Мы". Это сходство, однако, тоже воспринимается в ироническом плане: если безликие персонажи антиутопии, доступные всевидящему оку Государства, синхронно совершали одни и те же регламентированные действия, то здесь непривычная жизнь в "волшебном фонаре" становится всего-навсего предметом внимания для досужих наблюдателей из соседних квартир.
Интерьеры других помещений продумывались не менее тщательно. Обыгрывались, к примеру, перепады уровней пола, обусловленные строением кровли. Зеркальные стены прихожей зрительно расширили ее объем. Однако центральная часть дома - пентхаус, - притягивая остальные зоны, доминирует над ними, чему способствует и ее возвышенное положение, подчеркнутое ступеньками.
Пентхаус явление для нас пока еще новое, но все больше заказчиков и архитекторов отдают должное его достоинствам. Ни на одном этаже, где пространство ограничено несущими конструкциями, невозможно осуществить такую свободу планировки, как на крыше, где единственные заданные точки приложения - вертикальные коммуникации.
Так что перед архитекторами и дизайнерами открываются поистине беспредельные возможности.
Привлекательность пентхауса еще и в том, что он, являясь как бы "домом на доме", предполагает известную автономность существования, особенно если снабжен отдельным входом, как в одном из домов на Фрунзенской набережной Москвы-реки. Там к глухому брандмауэру ведет отдельный лифт.
Меняется социальный состав живущих на последних этажах. Старожилы Нью-Йорка с сожалением вспоминают вытесненные пентхаусами кафе на крышах небоскребов. Вот и Москва начинает приобретать новые черты, оснащать свои верхние ярусы мансардами и пентхаусами. Состоятельные люди стремятся ввысь...