Дом, перетекающий в сад: красивый проект на берегу озера Тайху в Китае
Интригующий диалог между древним Китаем и модернистской архитектурой, в основе проекта Чжана Хайхуа — философия дома и сада как микромира.
в галерею
Дизайнер Чжан Хайхуа оформил виллу на берегу озера Тайху, на участке размером в 1 100 квадратных метров, из которых шестьсот занимает традиционный для Китая центральный внутренний двор. При разработке проекта его автор учитывал историю района Цзяннань, известного своими создателями садов, художниками и поэтами. Как и они, Чжан Хайхуа вдохновлялся водоемами и каналами, которыми изобилует эта историческая область. Тайху — самый большой из них. Однажды художник династии Мин Тан Инь описал это озеро как «обширную, безграничную территорию, огромную освещенную поверхность чистой зеленой воды».
Вода наряду с камнем — основной элемент китайского сада, маленькой вселенной со своей внутренней гармонией. Само слово «пейзаж» в переводе с китайского дословно обозначает «горы и вода». «Водная» текучесть, прозрачность — это не только озеро и тихие бассейны во дворе, но и философия дома в целом: здесь функциональные зоны плавно перетекают одна в другую, новые виды открываются с каждым шагом, винтовая лестница из белого мрамора плавно сбегает вниз. В архитектурном потоке растворяется даже граница между домом и садом: этому способствует крытая веранда в современном стиле. Она опоясывает двор и соединяет все области дома в целостное пространство.
На контрасте с открытостью двора дизайнер создал уголки приватности. Высокая изогнутая стена, облицованная деревянным шпоном, окружает зону отдыха в гостиной с двумя круглыми колоннами — здесь можно выпить чая за столиком и полюбоваться водой и растениями во дворе. Специально заниженные потолки в коридорах тоже позволяют почувствовать уединение. С учетом конфиденциальности хозяев Чжан Хайхуа рассчитал высоту и расположение окон — от небольших до панорамных. Все виды из них, даже за проемами веранды, тщательно спланированы. Например, длинное горизонтальное окно в столовой обрамляет сад, как живое произведение искусства.
Мраморная винтовая лестница, напоминающая лестницу на знаменитой вилле «Савой» Ле Корбюзье, — один из ключевых элементов интерьера. Дизайнер хотел, чтобы подъем вверх сопровождался постоянной сменой углов обзора. Рядом с лестницей на цокольном этаже расположился кухонный остров — не просто место для общения и еды, но и своеобразная буферная зона между домом и прилегающим к нему гаражом. Авторский светильник, встроенный в потолок, создает уникальный визуальный эффект и подчеркивает роль света в пространстве.
Ясность и минимализм — именно те аспекты современного дизайна, которые хорошо сочетаются с традициями Поднебесной: в даосской философии пустота — синоним покоя — вмещает в себя бесчисленное количество образов. Поэтому во внутреннем дворе нет лишних элементов — это островок безмятежности и уединения. Органические материалы, простые, натуральные тона и текстуры использованы повсеместно. В этой стихии воды и камня все возвращает к истокам. Такой подход к формированию пространства воплощен в принципе даосизма — «через сложную работу к исходному материалу». Чжану Хайхуа хотелось переосмыслить дух и эстетику Южного Китая — с его поэзией и ландшафтами — с учетом современного городского опыта.
В результате получилась вневременная архитектура, не скованная ни стилем, ни тенденциями: симбиоз востока и запада, древнего и современного. «Разумный способ дизайна интерьера — это интеграция с природой, — считает Чжан Хайхуа. — Ее красота постоянна, бесконечна и с каждым временем года принимает новые формы. Чтобы лучше взаимодействовать с ними, нам нужно научиться использовать современные технологии».