Дом с мезонином
Миниатюрный особняк в неогреческом стиле, построенный по проекту архитектора А. С. Каминского: органичное сочетание чисто японского декора и русского искусства
в галерею
Свое будущее владение купчиха хотела видеть по образу и подобию знаменитых сооружений на площади Согласия в Париже - Бурбонского дворца и церкви Мадлен. Русский зодчий предложил заказчице сделать похожий треугольный антаблемент, но без опоры на колоннаду портика. Поскольку из-за дефицита площади не было места даже для крыльца. Таким образом, Каминский соорудил миниатюрный особняк в неогреческом стиле. В центре фасада - парадный вход, по обеим сторонам которого на антах (четырехугольных торцовых столбах) покоится антаблемент, украшенный классическим фризом с деликатным лепным декором. На крыше по всем канонам древнегреческого храма установлены декоративные акротерии - специальные скульптурные украшения. Рисунок центральной части фасада повторен и в оформлении четырех больших светлых окон одноэтажного особняка. Вторым этажом можно считать светелку с тремя узкими окошечками, расположенными под фризом антаблемента. В России такая надстройка получила название мезонина и пользовалась особенной популярностью в купеческой среде. Когда сорок пять лет назад в доме с мезонином на Арбате разместилось посольство Японии, дизайн интерьеров кардинально переменился: в особняке органично соединились традиции древней восточной цивилизации и европейская комфортабельность, чисто японский декор и русское искусство.
"Мне посчастливилось уже в третий раз работать в Москве, - говорит посол Японии в РФ господин Иссеэй Номура. -
Словно в подтверждение мысли г-на посла, его супруга г-жа Норико Номура приглашает в одну из гостиных, где в интерьерах позапрошлого века рядом с ионическими колоннами под мрамор выставлена красочная ритуальная композиция, посвященная важному национальному празднику "День мальчика". "Гогацу нинге" - это традиционное пожелание каждому мальчику, чтобы он рос красивым и сильным. А доспехи призваны защитить его от бед и помочь обрести удачу.
От первоначальных интерьеров, созданных для купчихи Сергеевой, остался холл с колоннами и полукруглым сводом, фризы с пятью картушами в форме медальонов, написанных маслом. В центральном изображены ангелочек и дата постройки дома: "1884-1885". В холле подлинные этюды Шишкина и Айвазовского. Парадную гостиную в наше время украшают полотна японских пейзажистов. А в следующей, "зеленой" гостиной великолепный старый камин с зеркалом отлично смотрится на фоне картин русских и европейских мастеров. Та часть дома, что находится далее череды гостиных, была перестроена, когда в 1898 году особняк приобрел Николай Николаевич Коншин, владелец Серпуховской мануфактуры, одной из крупнейших фабрик в России. В угоду тогдашней моде он стилизовал это помещение под модерн. Библиотека отделана красным деревом: стенные панели со встроенными полками для декоративных аксессуаров, камин в голландском духе.
И хотя вторая половина особняка после перепланировки несколько потеряла былую ампирную величественность и приобрела легкомысленность эклектики, дом с мезонином и поныне воспринимается как целостное архитектурное произведение. Восточные традиции в этом смысле замечательно вписались в создававшийся веками облик особняка.