Дом-усадьба

загородный особняк Дмитрий Подъяпольский

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Василий Лифанов

Архитектор: Дмитрий Подъяпольский

Журнал: N1 (17) 1998

И настанет время, когда в загородных поселках состоятельные люди перестанут громоздить забор на забор, состязаясь в "крутизне".
И придет пора, когда они начнут приобретать земельные участки по нескольку гектаров.
И наступит следующий этап отечественного загородного строительства.
И "шестисотая" толчея Николиной горы сменится тихим очарованием роскошных поместий...
...Зашелестят листвой парки и сады, вырастут в них беседки с красивыми видами на дом и излучину реки. Картофельные поля обернутся упругими площадками для гольфа, а под колесами машины, подъезжающей к дому, приглушенно зашебуршится гравий...

Обширность частных владений сделает неактуальной типовую помпезность архитектуры. Внешний облик "новых русских усадеб" станет более сдержанным и неизбежно - более качественным.
Он потребует от авторов проектов решений, гармонично вписывающих дом в окружающее его природное великолепие. Кроме участия архитектора и декоратора для создания загородного "гнездышка" потребуются усилия ландшафтных архитекторов и дендрологов, а в ряды обслуживающего персонала логично вольются садовники и егеря.

Описываемый нами дом - это предвестник такого аристократически-комплексного подхода. Размеры участка, в границах которого был реализован проект, довольно скромны. Кроме всего прочего эти сотки качественно отличаются от своих стандартных "новых" собратьев. Дело в том, что участок был приобретен в деревне. На его территории растут высоченные старинные дубы и находится огромный яблоневый сад. По словам архитектора, это место проникнуто каким-то особенным, домашним настроением. "Оно будто наполнено флюидами тихого обаяния, спокойствия и уюта, и их-то мне и хотелось сохранить".

Пожелания к будущему жилью, сформулированные заказчиком, не противоречили, а скорее наоборот, вторили впечатлению архитектора.

Вот их перечень.

Во-первых, хотелось заполучить спокойное, удобное и уютное жилье, способное обеспечить беспроблемное существование круглый год.

Во-вторых, дом, по мысли хозяина, должен был нести и некую парадность трактовки в отдельных своих частях, осуществляя тем самым представительскую функцию.

В-третьих, в вопросах стилистики интерьера заказчик больше склонялся к традиции, чем к современности. Присутствие последней предполагалось ограничить всевозможными высокотехнологичными инженерными и бытовыми системами, а также аппаратурой класса Hi-Fi.

Плюс к этому - будущее жилище надлежало сотворить из натуральных, экологически чистых материалов.

Что же предусматривал проект?

Как уже говорилось выше, спокойное окружение и тихая умиротворенная атмосфера участка показались архитектору замечательными качествами, которые во что бы то ни стало хотелось сохранить.
Сопоставив сей факт с пожеланиями владельца, он подготовил проект, исходя из традиционных принципов организации жилой среды, имеющих свои исторические истоки в русских усадьбах и английских коттеджах. И если прямые цитаты в проекте отсутствуют, то присутствуют "традиционные" приемы в очень тактичной авторской интерпретации. Это касается всего - от ландшафтных решений участка до самого дома.

Строительство началось в 1994 году и было достаточно долгим из-за частой смены подрядчиков. Но затяжной процесс имеет и положительную сторону: архитектору удалось очень подробно проработать проект, вплоть до мельчайших элементов интерьера. От популярных ныне рецептов формирования всей обстановки с помощью вещей, приобретенных в магазинах, было решено отказаться в пользу индивидуальности и "теплой" рукотворности. На заказ по эскизам архитектора выполнялись многие узловые элементы и составляющие интерьера, как-то: лестница, камин, бар в гостиной, альфрейная роспись ("под мрамор") в бильярдной и кабинете. Для паркетных полов был сделан отдельный план раскладки.
Все решения, предлагаемые архитектором, детально обсуждались. Вдобавок заказчик, обладающий тонким чувством цвета, многие акценты- предметы подобрал и расставил по мес-там собственноручно. Неожиданным оказался осуществленный хозяином выбор картин, который опрокинул все планы по "правильному" внедрению живописи в традиционную обстановку. Вместо благостных пейзажей и семейных портретов стены второго этажа неожиданно украсили экспрессионистские полотна. Эти картины так же органично вписываются в интерьер, как хрестоматийные черти - в тихий омут... Автор проекта расценивает случившееся как акт творческого самораскрытия индивидуальности заказчика.

Однако вернемся к участку.

В первую очередь сюда были приглашены специалисты-дендрологи, которые занялись уже имеющимися деревьями - очистили дубы-ветераны от гнили и запломбировали их, обрезали сухие ветки на яблонях и т.д. Тем самым на участке были сохранены старые элементы ландшафта, а затем к ним, в соответствии с планом, добавили новые.
В конечном счете получился целостный ансамбль.

Его традиционность определяется прежде всего постановкой здания в глубине участка. Неизбежная примета века - гараж - находится слева от ворот, и первое, что бросается в глаза гостям, оставившим в нем машину, - двухэтажный деревянный дом в недалекой перспективе. Дом расположен прямо перед зрителем и отделен от ворот расчищенным регулярным пространством партера-лужайки. Это придает общей композиции торжественный и в то же время очень уютный, "усадебный" вид. Вас как бы встречают с распростертыми объятиями.

К основному зданию можно пройти по центральной дорожке. Сейчас, правда, ее нет, но она непременно появится после постройки бассейна и теннисного корта "на задах" участка, когда будут убраны бетонные плиты временных дорог. Слева, непосредственно у дома, - микрозона альпийской горки с прудом. Через него, кстати, планируется перекинуть декоративный мостик. Справа, у забора, покоятся три специально подобранных валуна. Они зрительно уравновешивают композицию парадной лужайки.
Зато крыльцо у дома сбоку, хотя по всем канонам вход в классическую усадьбу должен располагаться в центре фасада. Однако архитектор постарался уйти от прямого цитирования, и в этом есть своя логика. Архитектурная вольность, сочетающая парадную трактовку фасада с внутренней функциональностью здания, обусловлена и ограниченным пятном застройки. Впрочем, крыльцо, расположенное сбоку, совсем не нарушает естественности первого, "представительского", впечатления.

Следуя принципам традиционной ландшафтной архитектуры с ее четким делением пространства на зоны различного характера, яблоневый сад отделили от лужайки партера живой изгородью. Еще сильнее подчеркивая декоративность альпийской горки, слева от нее вырастет беседка-трельяж. В ее "обязанности" также войдет разграничение яблоневого сада и площадки для семейного отдыха, расположенной рядом с будущим бассейном.

Помимо принципа симметрии в проекте отдана дань и другому основополагающему принципу классики - пропорции.

Если рассматривать высоту дома применительно к ландшафту, можно сказать, что двух этажей здесь вполне достаточно.
Здание не рвет ткань пространственных взаимосвязей своего природного окружения, а становится его частью.

С точки зрения психологии два этажа - нормальная "загородная" высота, дающая человеку возможность успокоиться, расслабиться и забыть уходящие за пределы сознания вертикали продымленного мегаполиса.

Анализируя пропорции самого здания, понимаешь, что здесь произошли определенные накладки. Началось строительство дома с классически простой и симметричной центральной части. Потом, в связи с расширением строения, архитектору пришлось обыгрывать его асимметричность. Это удалось сделать - застекленная веранда зимнего сада зрительно "расстыковывается" с центральным фрагментом фасада, не нарушая его баланс относительно "парадной" входной оси.

Отделка дома очень лаконична: цоколь - гранитный, все остальное - дерево. Для усиления зрительного ощущения "приземистости" здание обшито досками, идущими в горизонтальном направлении.

По современным "заом (благодаря повышенной центральной части здания) и огромными, в пол, окнами. Цветовая палитра помещения тоже "светоносна": зеленоватые тканевые обои, светло-зеленые шторы, бежевое ковровое покрытие, белоснежное покрывало кровати и обивка кресла. Над кроватью - портрет собаки в жемчужно-серых тонах. Люстра заполняет своими "ветвями" весь объем комнаты.

Стилистическое единство дома поддерживается даже в санузле. Главным образом за счет цветовой "поясности": низ решен в серо-зеленых тонах, верх - белый. Их контраст смягчается бордюрной полосой серого цвета, которая перекликается с фризом. Тем самым в утилитарное по своей сути помещение внесена классическая нота.

Домашний видеосалон - синий, что в общем-то понятно - фильмы лучше всего смотреть в темном помещении. Да еще сидя на уютном диване персикового цвета. А после сеанса, включив в "зале" светильники-трубочки, хорошо, отодвинув синие жалюзи, выйти подышать свежим вечерним воздухом на балкон своей усадьбы...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости

Ковры в интерьер: 6 новинок

Японский софт-минимализм и итальянский авангард, ресайкл и шерсть с бамбуком. А также многое другое в нашей подборке по сезону!

#Где купить

Офис для интроверта: необычное решение от британского стартапа

Проект Kabin создавался для новых, гибридных офисных пространств.

#Новости