'Дом в небесах'
двухуровневая киевская квартира общей площадью 203,5 м2 Игорь Доценко
в галерею
Правда, в разумных рамках, обозначенных при первоначальном обсуждении проекта. Заказчики - люди молодые, поэтому им хотелось видеть свою квартиру современной. Но и радикальные, экстравагантные направления в архитектуре и дизайне их не привлекали. Единственным верным решением оказалось обращение к классике, поданной в постмодернистской трактовке - путем цитирования и интерпретации.
Здесь имеет смысл вспомнить самое начало этой истории, когда не было не только разговоров с использованием модных терминов, но и предмета разговора как такового. А была "гнусная двухкомнатная квартира" (определение архитектора) на последнем - восьмом - этаже старого дома. Правда, теплилась надежда на возможный выход на чердак. И когда в результате долгих согласований возможность превратилась в реальность, - фантазия заработала. Сразу и безоговорочно решили снести все перегородки "базового" этажа и обустроить в высвободившемся пространстве гостиную, кухню-столовую и, если получится, гостевой туалет. Спальня, кабинет, туалетный комплекс (ванная комната, сауна и т. д.) переправились наверх.
Одна из своеобразных отличительных черт архитектора Игоря Доценко заключается в том, что он считает не просто важным, но первостепенно значимым выбор мебели для будущего интерьера. И только учтя эстетические, стилевые и функциональные особенности мебели, Игорь приступает к проектированию. Именно мягкие изгибы дерева и стекла корпусной мебели пробудили к жизни плавную волну уникального камина. Им же вторят пластичные линии стыка пола гостиной и кухонной зон, козырька вверху, эффектно подсвеченного потолка. Глубокий коричневый цвет мягкой мебели продиктовал выбор паркета из венте - породы африканского дерева, имеющего природный темно-шоколадный оттенок.
Со всем этим перекликаются вертикали тяжелых штор и легкие горизонтали кухни. Последняя своей дробной декоративностью подыгрывает гостиной, расширяет цветовую палитру, в то же время не претендуя на главенство. Возможно, благодаря удачному, как бы альковному, расположению. Ее отдельность, самодостаточное существование в общем едином пространстве обозначает условный барьер из сочно-зеленых кустов самшита. Барьер этот повторяет плавную линию границы между паркетом и плиткой, то есть между гостиной и кухонной зонами.
Однако вернемся в гостиную. Камин, несмотря на свое местонахождение (в углу и сбоку), не может не привлечь внимания. Он красив и оригинален. Его рождению предшествовало долгое изучение заморских каталогов. Итальянское "нутро" никак не могло обрести достойное, гармонирующее с интерьером, обрамление. Найденные варианты отпадали один за другим: то слишком классические, то слишком откровенного деревенского или ультрамодного стиля. Тогда архитектор придумал свой скромно-элегантный вариант, идеально вписавшийся в тонкую перекличку больших и малых деталей помещения. К тому же эксклюзивная вещь всегда намного приятнее и дороже сердцу хозяина.
Чтобы полюбоваться лестницей, совсем не обязательно ждать необходимости подняться на второй этаж. Расположенный вертикально сегмент гигантского, но изящного штопора, мягко проникающего в пол и потолок, хорошо виден со всех точек обширного горизонтального пространства. Мерное вращение прихотливо изгибающихся белых лопастей действует гипнотически. Динамику этой воронки поддерживают симметричные монументальные светильники у центральной стены. При этом никому и в голову не придет, что веса в декоративной доминанте интерьера - лестнице - полторы тонны.
Пришлось специально подводить под конструкцию металлические балки. Согласитесь, функционально-бетонная форма производит впечатление эффектной авангардной скульптуры.
Используя лестницу по основному назначению, поднимемся на второй этаж. Дроблением пространства на отдельные помещения он существенно отличается от первого, но в главном - желании создать обитателям квартиры максимальный комфорт - ничуть ему не уступает. А может даже и превосходит.
"Спальня - место, где человек отдыхает по-настоящему. Там должно быть мало архитектуры и много эмоций", - утверждает Игорь Доценко. Наверное, сладко спится в этой стилизованной под каюту спальне. Далеко внизу плещется большой город, вверху (достаточно лишь открыть штору или выйти на террасу-палубу) простирается неприступное небо. Ночью оно как будто ближе, притягательнее. Его вечный ритм колышет каюту, убаюкивая уставших за день людей. А утром, стоит протянуть руку и открыть дверь рядом с изголовьем, и чуть ли не захлебываешься светом и свежестью.
Кабинет традиционно деловит и аскетичен, но не лишен романтики.
Компьютер компьютером, однако совсем не помешает хоть иногда от него оторваться и глянуть в облака. Да не просто, а вооруженным подзорной трубой глазом. Забыть о бренном, подумать о вечном, вспомнить Ломоносова: "Открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне дна". Так и до рая рукой подать - из двери кабинета налево, затем прямо по коридору. Здесь и сауна тебе, и ванна с гидромассажем, и телевизор с видиком, и опять же, выход на террасу под распахнутое небо. Как прикажете назвать это место, если не Эдемом? Ох, не хочется оттуда на грешную землю возвращаться, да надо. Архитектора забыли. Наверное, это и есть высший пилотаж - когда среда обитания настолько естественна и комфортна, настолько льнет к душе и телу, что и не вспоминаешь ее создателя.
Вот так, дав архитектору свободу (много это или мало - решайте сами), мудрые заказчики получили не просто хорошо спланированную квартиру в двух уровнях, но целый "дом в небесах". Теплый, удобный, стильный. С уютными осенними вечерами у камина, с любимой книгой в зимнем саду, с барбекю на летней террасе.