Домашние обстоятельства
дом общей площадью 900 м2 Александр Галкин, Майя Васильева
в галерею
Помнится, еще Блез Паскаль высказывал мысль, что "между нашей натурой и тем, что нам нравится, всегда есть некое сродство, которое и лежит в основе нашего образца приятности и красоты. Все, что отвечает этому образцу, нам по душе: напев, речь, стихи, одежда, дом, убранство комнат. Есть глубокое сродство между человеком и домом, созданным в согласии с этим образцом". Автор же представляемого нами проекта - московский архитектор Александр Галкин - считает, что созданию будущего жилища предшествует большой подготовительный период. И заключается он как раз в выявлении этого "сродства" между домом и хозяевами.
Прежде чем дом станет для своих обитателей настоящим, отвечающим всем требованиям, архитектор и заказчики ведут долгие, подчас философские беседы: об образе и ощущении жизни, семейных традициях, хобби, индивидуальном вкусе и стилистических предпочтениях.
Особый смысл подобные обсуждения приобретают в том случае, когда приглашенный архитектор начинает работать с архитектурным пространством и объемом не "с нуля". Здесь уже приходится учитывать разнообразные "домашние обстоятельства". Скажем, фантазировать в пределах сложившейся структуры пространства. Или заниматься размещением собранной за долгие годы коллекции картин и сувениров, старой любимой мебели и тех предметов, которые хозяева непременно хотели бы видеть у себя в столовой, спальне или на кухне.
Однако вернемся к реализованному проекту. Одним из главных "домашних обстоятельств" для команды архитекторов стала необходимость некоторой до- и перестройки уже какое-то время существующего дома.
После окончания реконструкции подчеркнуто "старинный" фасад с башнями приобрел более современные черты. А в стилистике новых интерьеров - в достроенной части здания - определились модные тенденции и возникла доля ласковой иронии над классикой. Но прежде чем касаться интерьерной темы, посмотрим по планам, как в "новом" доме распределились помещения. На первом этаже, условно разделенном на две части с двумя отдельными входами, находятся гардеробная, различные бытовые помещения, котельная, сауна с бассейном и бильярдная с комнатой отдыха. Этажом выше расположились кухня, столовая, каминная, кабинет хозяина и гостевой блок, состоящий из спальни и ванной комнаты. Следующий этаж отведен под спальню хозяев, сообщающуюся с ванной и гардеробной, детскую и домашний видеозал. В мансарде разместились студия хозяйки и вторая, пока еще необитаемая детская. Путь в детскую и студию идет по галерее, ставшей одновременно и галереей двусветного домашнего видеозала.
Между собой все четыре этажа сообщаются с помощью двух лестниц: парадной, новой постройки, и внутренней, перешедшей по наследству от старого дома, - для камерного использования. Парадная лестница со ступенями из цельного куска мрамора, с ажурным кованым ограждением, созданным замечательным художником Владимиром Сидоренко, и перилами из вишни выдержана в стиле, близком к модерну. А ее финальная часть выглядит эдакой милой шуткой одновременно и на тему замковой архитектуры, и на классицизм. Для достижения такого эффекта из гипсокартона воспроизвели внутреннюю структуру башенного купола, ниже воздвигли замысловатую двухслойную деревянную конструкцию, а уже сквозь нее пропустили современного дизайна люстру на сотню лампочек.
Другая лестница - классическая винтовая, темного дерева, проходящая сквозь цоколь и два последующих этажа. На втором этаже ее изящная, туго закрученная спираль зрительно разграничивает общее гостевое пространство.
Холл третьего этажа благодаря той же лестнице делится на холл интимной зоны и холл-проход к видеозалу. Сочетание двух лестниц превращает прогулку по дому в увлекательнейшее путешествие. Так, например, по парадной лестнице можно торжественно подняться в видеозал, а после просмотра фильма выйти в холл и уже по винтовой лестнице осторожно спуститься на этаж ниже, в столовую, где отобедать и расслабиться, глядя на пламя камина.
Теперь о дизайне. Архитекторы достигли в своих интерьерах необычной зрительной насыщенности простыми, но эффектными художественными средствами.
К ним относится и нейтрально- светлая цветовая гамма, и контрастные фактуры отделочных материалов, и порой немного эклектичная, но удивительно органичная предметная среда, и мебель по собственным эскизам. Загородные дома Александра Галкина напоены воздухом и светом - он любит и умеет работать с двух- и трехсветными помещениями, световыми карнизами, скрытым светом, мансардными окнами, эркерами. Смоделированное мастером пространство всегда очень бережно и внимательно по отношению к обитателям дома: стены и потолки обладают "тактичными", без агрессии, цветами и конфигурациями.
Со вкусом к хорошему отдыху и вниманием к "домашним обстоятельствам", то есть к хобби главы семьи, оформлен комплекс бильярдной на первом этаже. "Коллекционная" бильярдная сообщается с комнатой отдыха, где расположились диваны и маленький барчик для гостей. Собственно, в "коллекционную" бильярдную фантазия архитектора преобразила обычный коридор.
Теперь это стеклянная галерея со стеллажами, на которых и расставлена коллекция хозяина - собрание бутылок с различными видами и сортами водок. Соотношение треугольника потолочного элемента с треугольником паркета, "заходящего" углом в мраморный пол, помогает зачарованному гостю оторваться от экспонатов и, изменив ось движения по коридору, зайти в бильярдную. А для хобби хозяйки - любительских занятий живописью - была оборудована студия в мансарде, под куполом. "Древние", якобы изъеденные жучками балки контрастируют с современными, немного техницизированными полками и живописной мягкой мебелью.
Второй, гостевой этаж по замыслу стал сердцем создаваемого хозяевами "родового гнезда". Поэтому уже существующие до реконструкции филенчатые двери, массивный камин, благородного дерева винтовая лестница, кессонированный потолок и отдельные предметы мебели в кабинете хозяина задали работе архитектора вполне определенное направление. Каминная и кухня приобрели солидный мраморный пол. А мебель была приобретена у фирмы, специализирующейся на изготовлении обстановки в классическом английском стиле.
Столовая образовалась уже в новой, достроенной части дома. И в связи с этим ее интерьер изначально подразумевал некоторый диссонанс со строгой классикой каминной. С одной стороны, изысканные классические линии серванта, горки, стола и стульев, с другой - якобы традиционные кожаные диваны ярко-салатового цвета, легкомысленные светильники и парадоксальные коллажи Константина Победина.
Интерьеры следующего этажа и мансарды современны, можно даже сказать стилистически нейтральны.
Самой оригинальной мне показалась детская в мансарде. В начале строительных работ эта комната не имела четких очертаний. Затем функциональная необходимость продиктовала появление здесь ванной и гардеробной. После чего плавные линии, призванные смягчить образовавшийся из ванной и гардеробной прямоугольник и помочь избавиться от ощущения нарезки на закутки, по ассоциации вызвали в воображении эстетику корабля. "Капитанский мостик", ведущий на второй ярус, в "спальню", джутовая колонна, обшивка вагонкой, напоминающая строение килевой лодки, сочетание белого цвета и цвета морской волны - прекрасная игровая среда! В романтическо