Домашний театр Виктора Никоненко

Сказочная и одновременно крайне функциональная мебель театрального художника Виктора Никоненко

Текст: Людмила Кришталева

Фото: Михаил Степанов, Виталий Нефедов

Журнал: N7 (41) 2000

Мебель Виктора Никоненко очень душевная, радующая, немного сказочная и крайне функциональная. Может быть, секрет в том, что ее автор - театральный художник. Виктор работает в драме и балете, а в последнее время больше в кукольных спектаклях. Попытка срежиссировать атмосферу интерьера с помощью мебели есть и в дизайнерском творчестве Никоненко. Наверное, именно поэтому она так приятна глазу и удобна телу.

Виктор занимается дизайном мебели менее двух лет, но индивидуальный запоминающийся стиль уже успел сложиться.

 - Однажды меня пригласили оформить шоу-рум фирмы LUMI, затем выставочные стенды. А потом клиент, заказывавший у нас перегородки, попросил изготовить ему мебель. Так все и началось.
К тому времени у нас появился клееный бук. Материал диктует форму. Плавные линии родились из необходимости обыграть прямоугольные шашечки клееного массива, победить эту поверхность, спасти фактуру. Благодаря сложной форме, плавным линиям рисунок деревянного полотна выглядит дороже. Он - контур, внутри которого случайный рисунок дерева приобретает художественность.

Клееный бук - это все-таки массив, и я вспомнил куски дерева, великолепно обработанные стремительным течением сибирских рек (родом я из Иркутска). Мне захотелось воспроизвести отточенную каплевидную форму, имитировать вымытые водой отверстия. Первая моя вещь - детская двухъярусная кровать - была очень изощренной и... неудачной. Я стремился подражать природе и провалился. Надо было добиваться формы логичной, удобной, функциональной.
Первая кровать была суперфункциональной: если стеночка, то библиотека, если остается хотя бы немного свободного места, то появляется полочка для игрушек из киндер-сюрприза. Это сохранилось.

После кровати мы сделали стол. Он похож на птицу или самолет, мы назвали его "Стелс", так и прижилось. Стол делался не под заказ, и у нас было достаточно времени. Кстати, три удачных модели: "Стелс", стеллаж "Солнышко" и полки "Модуль" - делались "в никуда", поэтому сейчас мы подумываем о создании экспериментальной базы. "Стелс" рос, действительно, как модель самолета. Вначале я сочинил форму - раскрытые крылья. Вместе с руководителем LUMI, инженером по образованию, и нашим краснодеревщиком мы продумали конструкцию. Чтобы стол хорошо стоял, к угловой ноге добавили "лыжи". Столешница показалась пустой, и я сочинил необычный ящик для CD-дисков.
Он выступает над поверхностью и закрывается с помощью жалюзи (их я стал использовать для поддержания моей любимой плавной линии).

Вот они, драматургия и режиссура, о которых мы говорили в самом начале. Ими же объясняется и "суперфункциональность" мебели Никоненко. Дизайнер не просто придумывает практичный предмет, ему хочется, чтобы его произведения любили. Для Виктора очень важно, что мебель теплая, что к ней хочется прикоснуться и погладить.

 - Несомненно, стиль уже существует. Об этом свидетельствует то, что архитекторы заказывают мебель, используя наши наработки. В то же время, заказ не предполагает свободного полета фантазии. Есть много ограничений: требования заказчика, возможности фирмы, материал, с которым она работает. Однако я воспринимаю это как условия, которые надо обыграть.
Хочется быть художником во всем. Судьба выбрала для меня мебельное дело, и мне жутко интересно им заниматься. Это новый мир, и мне есть что сказать.

"В театре я заботился о том, чтобы не повторяться", - и в мебельном деле Виктору удаются удивительные конструктивные и эстетические находки. Например, стол "Рояль" для маленькой кухни легко увеличится по окружности вдвое, когда придут гости. Удивительная простота и... остроумие. Эти же качества присущи и другой модели - полкам "Солнышко". Художник превратил унылую заднюю стенку буазри в сверкающий образ, просто сделав ее круглой! Последняя разработка "Модуль" включает в себя игровой момент. Во-первых, полки можно развешивать по-разному, благодаря иррегулярности линий они будут смотреться всякий раз по-новому.
Во-вторых, они успешно реализуют идею модульности.

 - Что же касается программы, - продолжает Виктор, - то ее нет. Есть определенное направление, есть материал. Мне кажется, что для сегодняшнего интерьера цвет натурального бука очень точен. Скоро войдет в моду более плотное, более сложное в обработке дерево - груша. Я жду возможности, чтобы что-то сделать.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Игра: Найдите вещь российского дизайнера

Давайте проверим ваши познания в отечественном предметном дизайне!

#Вещи

Открыт прием заявок на международный конкурс дизайна jumpthegap

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева состоялась презентация восьмого сезона конкурса jumpthegap®, который проводится компанией Roca каждые два года.

#Новости

Gastropoint в Воронеже: ресторан с честной кухней и стильным интерьером 

В Воронеже открылся ресторан, девизом которого стал хэштег #честновкусно. Интерьер оформили архитекторы из столичного бюро ARCHSLON.

#Интерьер #Рестораны, бары, клубы и кафе #Лофт #Воронеж

Классический интерьер в московской новостройке

В этом сдержанном неоклассическом интерьере обращает на себя внимание работа с модными оттенками и их сочетаниями.

#Интерьер #Квартиры #Неоклассика #Москва