Дух противоречия
частный дом Татьяна Никитина Дом, созданный архитектором Татьяной Никитиной. Эклектика - главный художественный принцип в организации интерьера
в галерею
Весь образ дома построен на противоречиях. Главная его черта, философия существования - удобство и простота. При этом простота, подчеркнутая вниманием к детали.
Такой подход рождает условия, где современная стилистика дома допускает "исторические включения". Итак, мы подошли к первой из четырех оппозиций этого интерьера.
Старинное - современное
Как и положено большому дому, общественная жизнь концентрируется вокруг камина. Попавший сюда наблюдатель лишний раз убеждается, что эстетика по-настоящему современного интерьера нуждается не только в современных формах или предметах.
Она обязательно опирается на характерные формы прошлого, на отдельные исторические ассоциации, необходимые для выявления истинно современного звучания всего пространства. В доме сосуществуют примеры самой разнообразной живописи, от полотен старинных мастеров до подарков друзей или экзерсисов членов семьи. Подчеркнуто современная мягкая мебель сочетается с "источенными временем" комодом и столиком. Сам этот комод, помимо возраста, имеет и семейную ценность. Найденный на помойке еще в советские времена, он переезжал, молодел и менял цвет, подстраиваясь под очередные ожидания своих новых хозяев. В этом доме он, наконец, нашел постоянное место в гостиной, оттеняя своей солидностью современные линии диванов и аудиосистемы с полками для дисков.
Белое - цветное
Именно в гостиной начинаешь наиболее остро ощущать контраст белого и цветного.
Здесь нейтральной белизне стен противостоят живопись ярких тонов и густая зелень зимнего сада. Тема цветовых оппозиций развивается во всех помещениях дома. В разных комнатах, на разных этажах нам еще не раз встретится прием, когда часть стен в интерьере остаются белыми, а часть - выкрашены в насыщенные цвета. Несмотря на кажущуюся простоту решений, детальная разработка многих небольших фрагментов интерьера создает дополнительную глубину, насыщенность пространства особым, только ему присущим смыслом.
Живое - искусственное
Уже упоминавшийся зимний сад со своими роскошными "деревьями" и даже "зарослями" вступает в диалог как с нарисованными овощами и фруктами на стенах гостиной, так и с многочисленными букетами сухих цветов, расставленных в примыкающих помещениях. Здесь же органично прижились деревья-светильники и растительный рисунок штор. Множество красочных фигурок зверей и птиц, морских звезд и ракушек, привезенных хозяевами со всего света, поддерживают и развивают тему. Поскольку между этими фигурками деловито прогуливаются кошка с собакой, а с фотографиями зебр и слонов уживаются аквариумные рыбки, контраст живого и искусственного можно считать действительно реализованным в этом доме.
Морское - сухопутное
Логично было бы предположить, что речь пойдет об оформлении ванных комнат и всего, что связано с водой.
Но убранство сауны и комнаты, прилегающей к ней, скорее звучат отголоском оппозиции "живое - искусственное". Декоративно развешанные парные веники воспринимаются как букеты, благо идея поддержана сухоцветами. А общее впечатление от интерьера свидетельствует больше о любви обитателей к простоте и удобству, нежели об особенно пристальном внимании к морской или хотя бы водной тематике.
Неожиданным оказывается появление подводной фауны в отделке столовой, где морские звезды соседствуют с птицами, "законно" занимающими воздушно-растительные пространства.
Не менее интересно звучат морские мотивы и в традиционно водных помещениях. Вместо привычной сплошной отделки стен ванной комнаты кафельной плиткой, Татьяна Никитина разнообразила фактуру стен разноцветными раковинами. Специально созданная потертость кранов, умывальника и прочих аксессуаров, эстетика приглушенной и частично утраченной позолоты зеркала демонстрируют заметное присутствие истории на современном фоне.
Ненадолго отступая от рассуждений о смысловых оппозициях интерьера, вернемся к общей философии пространства дома. Понятно, что обилие перекликающихся тем в одном, пусть даже большом, замкнутом пространстве, говорит о его многоплановости.
И упоминание эклектики в качестве основной философии жизни дома становится естественным и закономерным.
Но в каждом стиле, а мы безусловно рассматриваем эклектику как оформленный художественный стиль, должно быть какое-то объединяющее начало. Должен быть общий принцип, по которому мы сможем его идентифицировать. Таким осмысленным авторским принципом для этого дома стала Деталь с большой буквы.
Деталь - королева бала в этом доме. Она диктует движение, расставляет акценты или останавливает, фокусирует взгляд на наиболее значимых смысловых контрастах. Деталь объединяет разрозненные темы одного пространства с другим, а мастерство работы с Деталью оказывается решающим в создании эклектичного интерьера. И в этой ситуации, помимо изначальных пожеланий заказчиков или художественного замысла архитектора, большую роль начинает играть Время. В случае с этим домом время работало на создание насыщенного смыслами пространства.
Многие предметы и детали, ставшие художественными акцентами отдельных помещений, были в разные периоды приобретены хозяевами и уже прожили вместе с ними какую-то часть жизни. Постепенно становясь любимыми, они вытесняли или затеняли прочие, нелюбимые вещи, вынуждая обитателей подчиняться своему диктату. И даже организовывать для них специальные условия. Например, уникальные расписанные вручную шелковые ткани, привезенные из Африки, "потребовали" от архитектора особенного цветового решения спальни.
Важно подчеркнуть, что в первую очередь перед архитектором стояла очень простая и в то же время сложнейшая задача: создание пространства для жизни как таковой, со всеми ее удобствами и прелестями. С учетом творческих особенностей и индивидуальных пристрастий людей, для которых, собственно, и создавался дом. Дом, отражающий их образ жизни. Где прихоть хозяина - основа для выбора стилевой направленности оформления всего здания.