Джон Хаттон
Дизайнер о танцующих стульях и мягкой мебели
в галерею
- В 60-е я учился дизайну интерьеров в нью- йоркском Fashion Institute of Technology, пока все радовались жизни и ходили на рок-концерты, я изучал исторические стили XVIII века. Затем уехал в Сан-Франциско и там посещал курсы по истории кино. До сих пор хорошо помню знаменитые сцены из русского кино вроде коляски, которая катится по ступенькам.
Я вырос на Лонг-Айленде. Мои родители шотландцы, родители жены - из Ирландии, так что, кажется, никто из моего окружения не относится к типичным американцам. Мне всегда хотелось жить в Европе. Когда двое моих сыновей выросли, квартира в Нью-Йорке стала для нас с женой слишком большой, и мы решили уехать во Францию. В Америке у меня остались дом и яхта. Я приезжаю в Нью-Йорк, когда хочу покачаться на волнах.
S: В коллекции Ensemble есть диван и кресло, которые называются Full Sail ("На всех парусах"). Здесь форма спинок говорит сама за себя. А вот почему стул из той же коллекции называется Smoker ("Курильщик"), для меня загадка...
- Это забавная история. Однажды я был на фабрике во Франции, где производят мебель для BENCH, и увидел сваленные в углу деревянные детали: кто-то сделал заказ, а потом отменил его. Мне стало жалко, что пропадает такая прекрасная древесина, и я попросил владельцев собрать для меня каркас стула. Модель выглядела просто великолепно. По пути в аэропорт я придумал собственный стул, который можно было сделать из тех же деталей. Он получился очень элегантным.
Но когда я придвинул его к столу, оказалось, что я не могу двигать руками, поскольку локти упираются в спинку. Прекрасный стул оказался абсолютно бесполезным. Я очень расстроился и сказал: "Ладно, забудем о нём". Но владельцы фабрики стали убеждать меня: "Нет, Джон, мы не можем от него отказаться, посмотри, какой это красивый стул". Я обернулся и увидел, что они сидят и курят, положив локти на спинку, один из них держал в руке бокал с вином, и оба чувствовали себя превосходно. Так стул получил название Smoker. Это, определённо, не стул для столовой, правильнее назвать его стулом для общения.
S: Похоже, Вы любите стулья...
- О да, я схожу с ума по стульям. Во-первых, меня интересует теория сидения, во-вторых, мне кажется, что каждый стул - это скульптура. Я постоянно покупаю всё новые и новые стулья. Например, у меня в гардеробной комнате стоит стул, которому 250 лет. Его сделали во Франции, я приобрёл его в Лос-Анджелесе. Думаю, что по пути он прошёл через настоящий ад. Он такой старый, что ножки разошлись в разные стороны, и кажется, что этот стул танцует.
S: Что же заставило его танцевать?
- Просто дерево продолжает двигаться, продолжает жить даже через двести лет, на него очень влияют погода и влажность. Когда вы покупаете стул, всегда выбирайте модель, у которой ножка не просто прикреплена к основанию, а является частью спинки. Если ножка прикреплена к основанию, я вам гарантирую, что через два-три года она начнёт шататься.
S: На что ещё стоит обращать внимание?
- В мебели самое главное - комфорт. Комфорт - это вполне конкретные вещи. Если у кресла неудобная спинка, лёгкие не могут нормально дышать, и вы засыпаете. Если плохо натянуты пружины, то нагрузка распределяется неравномерно, и у вас будет болеть спина. В последнее время почему-то стало модно делать мебель с низкими спинками - похоже, дизайнеры считают, что голова и шея вообще не должны отдыхать.
S: Говорят, Вы искали формулу комфорта и для этого просвечивали себя рентгеновскими лучами...
- Это правда. Десять или двенадцать лет назад я пришёл к знакомому врачу-хиропрактику в Нью-Йорке и попросил сделать два снимка: один - на удобном стуле, другой - на неудобном. Мне хотелось посмотреть, как выглядит позвоночник, как работают пружины. На рентгеновском снимке всё это хорошо видно.
S: Комфорт во многом зависит от системы пружин. Насколько я понимаю, самую лучшую поддержку обеспечивают связанные вместе пружины, которые зафиксированы по восьми направлениям полиэстровой бечёвкой...
- Да, я знаю, о чём вы говорите. Этот способ связывать пружины просто самый разрекламированный. Для меня важна не технология, а контроль качества со стороны фабрики. Я всегда использую только спиральные пружины, поскольку они обеспечивают наилучшую поддержку, и настаиваю на том, чтобы пружины были связаны вручную. Никогда не покупайте мебель с пружинами типа зигзаг, которые крепятся к раме, потому что в таком кресле вес тела распределяется неравномерно, и у вас будет болеть спина.
S: Когда выбираешь кресло, как определить, какой длины должны быть подлокотники?
- Фактически, для того чтобы чувствовать себя комфортно, вы должны поддерживать только локоть. Однако у меня есть кресла с длинными подлокотниками. Они особенно удобны для престарелых людей и для женщин. Старикам должно быть легко вставать с кресла, женщина также должна опираться на подлокотники, чтобы подняться элегантно, безо всякого усилия.
S: При этом женщины держат осанку, а мужчины постоянно норовят сползти из кресла чуть ли не на пол...
- Действительно, о том или ином кресле можно сказать, оно скорее мужское или скорее женское. Женские кресла меньше по размеру и у них не такое глубокое сиденье, чтобы леди было удобно положить ногу на ногу. Мужские кресла более просторные - мы в самом деле чувствуем себя в креслах более расслабленно, сидим широко расставив ноги.
S: В одном из интервью Вы сказали, что любите кресла без подлокотников, потому что Вам не хочется чувствовать себя в замкнутом пространстве. Но ведь такие кресла неудобные...
- Чтобы судить о том, удобное кресло или неудобное, надо думать о его функции. Я очень активный человек. Когда ко мне приходят гости, я постоянно вскакиваю, чтобы принести кофе или бисквиты, и мне нужно кресло, которое можно двигать туда-сюда. Я не считаю, что мебель должна быть "приклеена" к полу. Вы должны иметь возможность менять интерьер. Например, придвигать кресла к столу, чтобы посмотреть фотографии, сдвигать их вместе, чтобы болтать и пить коктейли.
S: Как сделать кресло, которое будет нравиться всем?
- В дизайне мебели очень важны пропорции. В своей работе я использую принцип золотого сечения - это естественная пропорция для листика дерева и для человеческого лица. Если человек хорошо сложен, он нам нравится, и точно так же нам будет нравиться пропорциональная мебель. У дизайнеров есть шутка на тему идеальных пропорций. Дело в том, что кредитная карточка - это пример золотого сечения. Вероятно, именно поэтому кредитки кажутся нам настолько привлекательными.
S: Кстати, о золоте. В Ваших вещах совсем нет ни золота, ни барочных завитушек. Вы считаете, что роскошь должна быть неброской?
- Для меня роскошная вещь - это то, что сделано, во-первых, качественно, во-вторых, из качественных материалов. Лён, шёлк, дерево... все те материалы, которые считались р