Эльдар Рязанов
Декорации к кинофильму "Ключи от спальни": "простая буржуазная квартира в стиле русского модерна"
в галерею
Режиссерский талант, на время подчинивший себе огромный коллектив творческих людей, способен создать картину, которой сопереживают многие поколения миллионов и миллионов зрителей.
Стоит прочитать в телепрограмме об очередном показе "Гусарской баллады", "Карнавальной ночи", "Жестокого романса", "Небес обетованных" или иных не менее бесподобных лент, как сердце искушенного киномана сладостно защемит в предвкушении истинного праздника. Эльдару Рязанову, создателю самой знаменитой "интерьерной" комедии (польский гарнитур за 830 рублей в квартире N12 по 3-й улице Строителей в Москве и Ленинграде), невероятно везло с художниками. Так произошло и на этот раз.
Действие новой комедии Рязанова "Ключи от спальни" разворачивается в 1914 году, в канун Первой мировой войны. Бессмысленно и нелепо пересказывать сюжетную линию.
Как всегда в рязановских фильмах, она многогранна, насыщена массой гротескных эпизодов, пронизана грустной иронией. Как всегда, главные роли исполняют звезды отечественного кино: на этот раз Эльдар Александрович пригласил Сергея Маковецкого и Николая Фоменко. Не стоит касаться и режиссерских задач, поставленных перед актерами, так как у Леонида Свенцицкого и Александра Борисова, художников-постановщиков, они были не менее сложными. В павильонах "Мосфильма" им предстояло выстроить "простую буржуазную квартиру в стиле русского модерна", в интерьерах которой будет происходить главное действие картины.
Русский модерн, с поражающей воображение среднестатистического европейца роскошью, размахом, презрением к четким и стройным академическим канонам, именно потому и называется "русским", что в нем абсолютно невозможно определить стилевую доминанту.
Ампир, венский сецессион, французский модерн, проекты бельгийца Виктора Орта, признанного мэтра самого элегантного архитектурного направления, - все это в отечественном модерне "смешано, но не взболтано". В комедии, а в рязановской особенно, интерьер обязан быть гротескным. Отсюда соседство подлинного письменного стола (принадлежащего некогда Рябушинскому), огромных люстр, торжественных зеркал с фривольной спальней в фиолетовых тонах.
B как апофеоз "квасного" патриотизма, внезапно проснувшегося в душах россиян в начале войны, - ватерклозет из саксонского фарфора, весьма напоминающий гжель. Почти вся обстановка, используемая для съемки в картине, антикварная. Исключение составляют камин и расписная печь-голландка, выполненные из гипсокартона художниками "Мосфильма", и вполне современные кровати из IKEA, которые нисколько не нарушают общей стилистики интерьера.
Эльдар Рязанов, как никто другой, и любит и умеет создавать для своих героев настолько узнаваемую для зрителя атмосферу, будь то позапрошлое столетие или современность, что нам не остается ничего иного, как восторженно аплодировать, задыхаясь от смеха и слез, благодарно внимая таланту великого мастера.