Эпоха великих открытий
квартира общей площадью 150 м2 Дмитрий Федоров
в галерею
Архитектор Дмитрий Федоров принципиально не делает чертежей. Он обходится лишь неким туманным предощущением, родившимся в результате общения с заказчиками, и планом, на который нанесены стены. Но что именно будет на этих стенах, в первое время неизвестно. Интерьер рождается в процессе "архитекторского надзора", продумывается прямо по ходу строительства
Архитектурно-планировочное решение, как деревце из семени, начало развиваться из полукружья эркера, выходящего на оживленную улицу. Этот эркер задал всю идею нового плана. Полукружье фасада продолжилось внутри и образовало в гостиной стилизованную ротонду. А затем, "скользнув" вглубь интерьера по коридору, форма повторилась еще - в ротонде малой рекреации. Коридор и ротонды с обеих сторон составляют композиционный стержень, вокруг которого выстраивается вся остальная планировка. В гостиной идея ротонды поддержана старинной печкой и колоннами. Колонны декоративные. Их полые тела состоят из асбестоцементных труб, а капители - из полиэтиленовых колец. Сверху ротонда "накрыта" кругами фальшпотолков (как бы купол). "Взбегающие" потолки дали архитектору повод повесить под ними золотые "блинчатые" светильники, словно "сбегающие" вниз. Таким вот образом высветились основные центры интерьера.
Коридор расширяется от малой рекреации (за которой расположена интимная часть квартиры) в сторону гостиной. Потолок в коридоре намеренно занижен.
Чтобы мы, образно говоря, сначала разом выдохнули, а потом - при входе в какую-нибудь комнату - ка-ак вдохнули! Кроме того, потолок дважды ступенчато приподнимается. Каждая ступенька акцентирована покраской (серо-голубой) и наклонными "тенями", нарисованными на стенах. В результате пространство коридора начинает незримо двигаться, как речной поток, сбегающий с предгорий на равнину. А перед тем, как впасть в обширное "море" гостиной, это пространство делает прыжок со ступенечки и меняет глину на дерево, а плитку на паркет. По словам архитектора, коридор дает интересный психологический эффект: когда незнакомый человек входит в квартиру, он сразу понимает: общественная часть дома - справа.
А налево лучше не ходить - там интимная, приватная зона. "Думаю, - продолжает свою мысль архитектор, - хозяевам интересно передвигаться по пространству, которое то растет в объеме, то уменьшается, будто дыша с ними в унисон".
Заказчики, Азамат и Маша, хотели иметь в своем доме впечатление простора и естественности. Еще им хотелось, чтобы интерьер смотрелся современно и оригинально, и чтобы архитектор использовал в нем стеклоблоки и колонны. На этом стилевые пожелания - в целом - исчерпывались. В остальном Азамат и Маша доверяли вкусу Дмитрия и Илоны. Пара слов об образе жизни заказчиков:
... Гостеприимны. Гости, если остаются, ночуют в пустующей пока детской. Впоследствии они будут дислоцироваться в кабинете, на диван-кровати. По поводу новой планировки Дмитрий Федоров выразился так: "Я изначально заложил в квартиру все, что требуется современным людям: два санузла - один гостевой, другой - хозяйский. Вход в хозяйский санузел расположен со стороны спальни. Отдельная комнатка - бойлерно-постирочная. Детская. Кабинет - небольшой, но солидный.
Спальня, гардеробная, обширное пространство для общения, включающее зону гостиной и кухни. Что еще требуется для нормальной жизни?"
"... Возрадуемся приросту земных благ, в пользовании которыми должен принять участие и весь христианский мир. Будь здоров!"
Дом, где живут Азамат и Маша, 1912 года постройки. От старой печной системы отопления остался дымоход. Несущие стены - внешние. Поэтому в квартире можно было сломать все внутренние перегородки. Перекрытия же были деревянными. Нетрадиционным способом (прыгая всей своей массой с табуретки, и потом прислушиваясь) архитектор определил, что перекрытия там, где стоят телевизор и стол - абсолютно сухие. А потом пришли специалисты и подтвердили диагноз. Все же остальные перекрытия в квартире пришлось менять. Был проведен целый комплекс инженерных работ, которые затянулись на целый год. Илона про этот период написала так: "Фотография в начале лета: Архитектор все измерил, все сломал и сидит на обломках с запыленным котенком на плече. Сейчас - зима, мы все дружим, кот - большой."
Старую же печку архитектор ни за что не захотел сносить. Наоборот, он всячески старался подчеркнуть приметы почтенного возраста дома. Ради этого в гостиной была обнажена старинная кирпичная кладка. Ее только покрасили белой эмульсионной краской - за-ради пространственной свободы. Темно-красной же кирпичную кладку сделали лишь на одной стене, чтобы не возникало сильного контраста с черным кубом домашнего кинотеатра.
История проекта не так долга, как история дома, но так же терниста и поучительна. Потому что первые разговоры об интерьере состоялись, когда все было хорошо - до кризиса. А потом наступило 17 августа, и все поняли, что ремонт в ТЕ сроки и на ТЕ деньги не потянет никто. Поэтому перекрытия и менялись так долго. Поэтому архитектор с гордостью и рассказывает об "экономичности" проекта. Правда, многие поучительные моменты остались за кадром. Например, разные беспокойные истории со строителями. Но строители преподносили и приятные сюрпризы. Взять, к примеру, звездчатую россыпь потолочных светильников над зоной прихожей.
Вот что архитектор рассказал по этому поводу: "У меня оставалось пять светильников. Думаю - куда бы их напоследок вставить-то?.. О, идея! Вставлю-ка в прихожую. Докупил еще шесть светильников и вручил все одиннадцать строителю, когда тот был жутко похмелен - на, ставь, Петрович! И Петрович поставил - как смог! А тут недавно я присмотрелся к этой загадочной похмельной конфигурации и явственно увидел в ней профиль Большой и Малой Медведицы. Сам бы не додумался до этого никогда."
"... Несмотря на это, достигнутые мной успехи очень важны и неслыханны; они были бы еще более значительны, если бы я получил на помощь корабли в достаточном количестве и хорошаго качества. Тем не менее, на мою долю чудесным образом выпала милость, далеко превосходящая мои заслуги; этим я обязан своей непоколебимой христианской вере и благочестивому и богобоязненному образу мыслей..."
Спрашиваю архитектора:
- В журнале мне говорили, что ты в этой квартире всерьез использовал фэн-шуй! Сие правда или сенсация?
Мгновенная реакция:
- Эта тема возникла еще в первых обсуждениях. Завела об этом речь начитанная жена заказчика. А я ответил им, что ВСЕГДА это учитываю, что чистой воды правда: фэн-шуем я интересовался давно, даже когда здесь еще слова такого не знали. Вообще я считаю, что в домашних интерьерах ощущение комфорта, уюта и БЕЗОПАСНОСТИ - это главное. Мы вот выбрали для своих полов толстую плохо обожженную глиняную плитку. Потому что обожженная глина (несмотря на то, что полы с подогревом), когда на нее встаешь голой пяткой, через пять минут начинает тебя подогревать за счет собственного тепла. А все просто: глина обладает памятью тепла. И из плитки такой толщины (10 см) память вытереть очень трудно. С этими полами тоже вышло забавное и КАК БЫ случайное стечение обстоятельств. У моих знакомых на складе эти полы, что называется, завалялись - никто их не брал. Поэтому их продавали за полный бесценок. Так мы скупили все и дозаказали еще метров 5. А теперь я совершенно влюбился в этот материал и на других объектах хочу применять...
В фэн-шуе, Василий, как это ни парадоксально звучит, напрочь отсутствует догматизм. Да, китайцы выработали очень жесткие рекомендации по улучшению энергетики жилища. Но если мы их не соблюдаем в силу каких-то объективных условий, то образующийся энергетический дисбаланс можно компенсировать специальными биоэнергетическими "при