Эти нежные лики пустыни
квартира общей площадью 238 м2 Ирина Пухаева, Михаил Севан
в галерею
Считается, что возрастной ценз заказчиков минималистического интерьера - 25-35 лет. В данном случае хозяин несколько старше. Впрочем, возраст, по-видимому, не является определяющим фактором в пристрастии к минимализму. Антисфен создавал философию киников, будучи уже далеко не юношей, а его знаменитый последователь Диоген из Синопа до глубокой старости оставался убежденным минималистом. Итак, если не возраст, то что же сказывается на выборе? Возвращаясь к нашим героям, отметим, что во многом их характер и образ жизни обусловлен работой.
Хотя конечно же, трудно сказать, что здесь первично, а что вторично. Во всяком случае, для архитекторов Ирины Пухаевой и Михаила Севана было важно, что внешняя мягкость и обаяние супругов сочетаются с внутренней целеустремленностью и даже жесткостью. Умиротворяющая ритмика пластичных форм и далеко не пасторальное внутреннее содержание (что, замечу, характерно именно для пустыни) и легли в основу образа интерьера. Нужно еще сказать, что развитие этого образа проходило в тесном сотрудничестве архитекторов и заказчиков. Они легко нашли общий язык на почве предпочтения просторных, не загроможденных помещений.
Трудно угадать, с чего начинал Создатель, ваяя пустыню. Архитекторы "Бюро N 7" приступили к организации вверенного их творческой фантазии пространства с сооружения "мыса". То есть нет, сначала расчистили территорию - это оказалось несложно, поскольку несущими были только периметр и несколько колонн.
А вот уже огромное открытое пространство, не стесненное разделяющими стенами, и простимулировало идею создания "мыса". Проникая вглубь квартиры, он формирует с помощью ломаных в плане стен все больше ниш - для гардеробных комнат, санузла и прочих бытовых помещений. Но на этом функции "мыса" не оканчиваются. Важнейшая его роль состоит в предоставлении пространству возможности дифференцироваться, благодаря чему созданы раздельные и совмещенные комнаты, разнесены по сторонам гостевая и интимная зоны квартиры.
Гостевая зона не заставляет посетителя себя искать. В соответствии с архитектурно-декоративными принципами организации движения в интерьере, авторы проекта выстроили прихожую так, что она, словно зыбучие пески, "затягивает" гостя в просторное помещение, объединяющее кухню, гостиную и столовую. Правда, чтобы сделать последний шаг из прихожей в гостиную, нужно переступить порожек.
Он невелик, но в его вертикальную плоскость вмонтированы точечные светильники, акцентирующие внимание на границе. Возникает ощущение, что это шаг через огни рампы, за которыми начинается то ли игра, то ли настоящая жизнь.
Заметим, что уже в прихожей нежная песочная окраска стен и потолка, "барханная" пластика дивана вдруг начинают контрастировать с жесткой структурой потолочных светильников. Сочетание их необычной формы и динамичной конструкции из стальных труб насыщает интерьер известной долей драматизма. Так что при всей колористической пластичности прихожей, да и гостевой зоны в них всегда присутствуют детали, создающие вполне определенное ощущение "предчувствия неожиданного".
Как и следовало ожидать, декор гостевой зоны лаконичен. Собственно, декора в понимании "традиционалиста" здесь словно бы и нет вовсе. Но на самом деле он, безусловно, имеется, просто декор в "пустыне" совсем другой.
Не картины на стенах или лепнина на потолке, а сами стены и потолок по-своему декоративны. "Пустыня" обладает собственной эстетикой - эстетикой минимализма, которая делает ценностным не обилие украшений, а каждую черточку, каждую деталь и даже их кажущееся отсутствие. Над полукругом диванов в фальшпотолке гостиной вырезано круглое отверстие. Из него льется неяркий свет "белого солнца". Однако источник света увидеть нельзя - он имитируется спрятанными в полости фальшпотолка светильниками. Покрытия и драпировки разных оттенков песочного не акцентируют на себе внимания, но воспринимаются адекватно общей тональности интерьера.
Изолированная гостевая комната, расположенная рядом с гостиной, решена столь же графично и монохромно. Лаконична и обстановка: кресло, диван, журнальный столик и телевизор.
Интимная территория квартиры состоит из двух почти равных по площади "половин" - родительской и детской.
Попасть в первую можно только из гостиной, во вторую - из прихожей. Родительская спальня в пастельных тонах "сумеречной пустыни" удивляет световыми эффектами. Лампы спрятаны в четырехугольном раструбе, окружающем колонну. Конструкция напоминает фантастическую гигантскую свечу. Ряд потолочных ламп над кроватью и прочие источники поддерживают это ощущение, создавая на стенах причудливые световые композиции. Просторный хозяйский санузел с круглой ванной и сауной отличается от других помещений декоративным "разгулом": керамическое покрытие стен венчается фризом.
Разумеется, не бывает пустыни без миража. Здесь его можно обнаружить в детской. Оставаясь сдержанным в отношении деталей и тонального решения, ее интерьер выглядит значительно более нежным, чем прочие.
"Зыбкий" цвет из пограничной зоны длин волн (между еще видимыми и уже невидимыми для человеческого глаза), иллюзия мерцания света точечных светильников, расположенных на стенах, потолке и полу, создают ощущение ни на секунду не прекращающейся эволюции пространства.
Идея пристроить к квартире зимний сад возникла уже в процессе реализации проекта. Разумеется, "оазис" понадобился вовсе не для того, чтобы было как в настоящей пустыне. Просто городской интерьер многое теряет без зимнего сада. Но именно с "оазисом", а не чем иным, прежде всего напрашивается сравнение. На этом зеленом островке, созданном специально для отдыха, расслабления и неспешных бесед, мы и заканчиваем наше недлительное путешествие в мир "песков", "барханов" и "саксаулов" - гармоничный мир минималистического интерьера.