Фарфоровый город
Из летописи Мейсенской мануфактуры
в галерею
Мастера помечали изделия характерным клеймом, известным коллекционерам во всем мире: два скрещенных меча. Сегодня клеймо, как и раньше, мастера наносят кобальтовой краской под глазурь. Сама графика этого знака настолько эффектна, что с некоторых пор его используют как деталь орнамента, украшая поверхность белых фарфоровых сервизов. Это очень красиво, когда форма классическая, а подход к декору современный. И, кстати, наоборот тоже. На складе Мейсенской фарфоровой фабрики, которая более всего напоминает фарфоровый город, чего только нет! Кажется, что варианты сочетаний форм и декоров исчисляются тысячами. Сотнями уж точно. Дело в том, что здесь не только заботливо сохраняли все наработки начиная с 1710 года, года открытия мануфактуры, но и не боялись экспериментировать.
Заложил такой "стиль работы" знаменитый королевский алхимик Иоганн Фридрих Беттгер (Johann Friedrich Bottger), совершенно серьезно занимавшийся созданием философского камня и параллельно - по заданию саксонского короля Августа Сильного - трудившийся над разгадкой секрета фарфора. В то время это были сопоставимые по важности задачи: философский камень позволил бы создавать золото практически из ничего, а собственный фарфор - не завозить в страну китайскую посуду, которая тоже была на вес золота. Философский камень открыт не был, но монарх простил это ученому, ведь Беттгер раскрыл наконец тайну фарфора, которой китайцы ни на каких условиях не желали делиться. Началась новая эпоха.
Сначала делали только коричневый фарфор, но уже через год Беттгеру удалось раскрыть секрет белого фарфора. Были изобретены рецепты ярких и стойких красок, и фарфоровую посуду стали расписывать. Ее украшали дракончиками в типично китайском стиле, пагодами, птичками и фигурами китайцев, а также цветами, которые называли индийскими. Это название вообще довольно курьезное, потому что стиль рисовки на самом деле или китайский, или японский. Индия тут ни при чем - название возникло благодаря славе гремевшей в то время Ост-Индской компании, которая завозила в Европу все, от чая до фарфора.
Эпоха рококо потребовала от фарфора изящества, экспрессии, яркости, а кроме того, символов из античной мифологии, которые мог бы разгадывать просвещенный... хочется сказать "читатель". "Лебединый" сервиз, который создал талантливый мастер Иоганн Кендлер, действительно можно "читать". Вот, например, супница, украшенная фигурами нимфы и полубога, которых обвивает взметнувшаяся вверх ткань (она же ручка супницы). Образованный дворянин той эпохи по характеру расположения фигур и цвету мог догадаться, кто это изображен, чем кончится любовная история, и обсудить все это с другими участниками застолья. Кстати, фарфор как тема застольной беседы был необыкновенно популярен. Тут были свои правила. Если хозяйка ставила на стол статуэтку мопса, то гости готовились к разговору о... масонстве. А если, например, портного на козле, то предполагался разговор о "современных нравах". Особой популярностью пользовался "Обезьяний оркестр", который задавал тему застольной беседы в духе басен Лафонтена...
Шло время, но и "Лебединый" сервиз, и фарфоровые фигурки работы Иоганна Кендлера не выходили из моды. Их копии и сегодня производятся на Мейсенской фабрике с сохранением тонкостей технологии и расписываются только вручную. Стиль бидермайер с его вниманием к частной жизни и чувствам тоже внес свою лепту - декор "Разбросанные цветы" (трогательные цветочки, разбросанные по белому полю). Потом вошли в моду пышные розы с незабудками...
В России мейсенский фарфор всегда любили. Екатерина II, например, заказывала на Мейсенской мануфактуре для Ораниенбаума фигуры по моделям Иоганна Кендлера. Есть мейсенский фарфор и в Эрмитаже.