Формула вещей
Металлическая проволока в дизайне мебели: стильность, легкость, прозрачность
в галерею
Его же собственный Diamond chair (нет, не алмазный, а всего лишь ромбоидальный стул) появится годом позже после стула DKR Имсов. Модель, невзирая на все технологические поиски и использование машин, оказалась достаточно дорогой и, при всей прозаичности используемого материала, - очень эффектной, настоящая, подлинная драгоценность. Конечно, ведь сотворили ее искусные руки художника!
Бертойа интересовали отношения формы и пространства. Его проволочная мебель - это вещь, эфемерно растворившаяся в пространстве, вещь, оголенная до математической формулы, до чистой формы. "При ближайшем рассмотрении становится ясно, что она сделана почти из воздуха... Пространство свободно проходит сквозь нее", - говорит Бертойа о своем произведении. Однако оттого, что стул упростился до графической конструкции, сбросив с себя привычную плоть припухлых сидений и толстых ножек, он вовсе не стал понятным, напротив, - теперь он начал казаться многозначительным и абсолютно непостижимым как древний магический символ.
Проволочная мебель хорошо вписывалась в элегантные свободные интерьеры Америки 50-х. В 60-х к проволоке вернулся знаменитый датский дизайнер
Для большего комфорта добавлялись тоненькие подушки, покрывавшие сиденье и спинку полностью или частично, так называемые "бикини". Однако и без них стулья очень удобны: настолько хорошо просчитана вогнутость спинки и сиденья. Пантон, напротив, увлечен регулярной графичностью, эффектами параллельных штрихов и окружностей. И тем не менее, следующую фразу дизайнера с полным правом можно отнести и к нему самому: "Классика - это то, на что все время смотришь и принимаешь таким, какое оно есть, не находя ничего, что можно было бы улучшить".
Затем наступает период триумфа пластика. Лет на пятнадцать проволоку забывают и возвращаются к ней только в 80-е годы. Стилетто (Франк Шрайнер) обратился к этому материалу с позиций совершенно отличных от тех, что были у его предшественников. Он сделал стул "Отдых потребителя" из готовой продуктовой коляски. Стилетто процитировал основоположника поп-арта Марселя Дюшана почти буквально, поскольку тот выставил в музее сушку для посуды, которая тоже была сделана из проволоки. Неожиданная интерпретация и наделение вещи новой функцией, по мнению художников, возвращало ей смысл, заставляя проснуться от слепой обыденности. Стилетто не утруждал себя переделкой предметов, он предпочитал использовать то, что прошло испытание временем.
Новое слово в развитии темы - "Как высока луна" японца Широ Курамата. Кресло под таким поэтическим названием сделано из металлической сетки. Кстати, Широ использовал ее не только в мебели, но и при оформлении интерьеров! Так, в бутике Иссей Мияки из сетки сделаны колонны, навесы и перегородки.
Курамата удается точно выражать эмоциональное состояние возможностями одного только материала. Никелированный металл, из которого выполнено кресло, мягко мерцает, напоминая о бледном свете луны. При этом крупные вполне традиционные пропорции, эластичность сетки гарантируют комфортность мебели. Кресло - этот тяжеловесный символ буржуазной жизни - дизайнер переводит в эмоциональный образ постмодернистской индустриальной эстетики, "вынося" его из гостиной в мир.
В 90-е проволоку в дизайне мебели использует Том Диксон (о котором мы уже писали в N35). Дизайнер восхищается конструктивной красотой материала и по-новому ее представляет. Созерцание перекрытий моста вдохновило англичанина на создание коллекции "Пилон". Пожалуй, из всех названных дизайнеров, именно Диксон своим подходом к материалу наиболее близок первоначальной интуиции Гарри Бертойа, придумавшего делать мебель из металлической проволоки.
Благодаря созданиям Имсов и Бертойа язык дизайна обогатился новыми понятиями, которые с течением времени будут приобретать все большее значение. Легкость и прозрачность! Поистине два этих качества проволочных стульев 50-х стали подлинными тенденциями в дизайне конца XX века. Теперь они сопровождают друг друга не всегда, поскольку идеи прорабатываются в разных направлениях и с использованием разных материалов.
Скажем, чрезвычайно популярной стала мебель, целиком сделанная из стекла (например, стул и стол Филиппа Старка для FIAM), однако она очень тяжелая. Или наоборот, крайне модны легкие полупрозрачные пластики (например, в качестве фронтальных панелей шкафов или систем хранения). Весьма влиятельная тенденция в современном дизайне - редукция материала. За счет каких-нибудь авиационных и космических технологий вещи становятся все более невесомыми, неизбежно приходя к минимализму.
Кстати, пластиковая плетенка весьма успешно заменила металлическую, ее с удовольствием используют такие солиднейшие фирмы как B&B ITALIA, VITRA. Прекрасные модели можно найти у MORPHOS, EMU GROUP, ICF. Это и офисные стулья, и летняя мебель, которая, впрочем, подойдет и для дома.
Напоследок скажем еще об одном способе использования металла, напоминающем о легкой прозрачной проволочной мебели, - это стеллажи итальянской фирмы ZERODISEGNO и шведской
Они схожи по идее, исполнению и эстетике. Обе компании предлагают мебель для всех помещений в доме: гостиной, кабинета, ванной комнаты. Здесь удачно сочетают открытые и закрытые емкости, металл с деревом и пластиком. Но главное их сходство в том, что это мебель для молодых людей. Выглядит она очень непривычно, свежо и стильно. Конечно, ведь коллекцию Abracadabra для фирмы ZERODISEGNO разрабатывали такие прекрасные дизайнеры как Де Пас, Д'Урбино и Ломацци, знаменитые своими культовыми вещами.