Фрэнк Цзян об эпохе Мин и современности
Мы встретились с Фрэнком Цзяном в Милане на стенде компании Turri
в галерею
Архитектор, дизайнер интерьера, главный дизайнер бюро J&A — просто человек-оркестр. Он успевает всё: и проектировать, и преподавать, и публиковать статьи об архитектуре и дизайне, и посещать главные интерьерные выставки.
Фрэнк Цзян — новое имя на европейской части нашего континента, однако в Китае и шире — в Азиатско-Тихоокеанском регионе — главный дизайнер компании J&A широко известен. Обладатель многих престижных премий и признанный эксперт, он сотрудничает с крупнейшими архитектурными бюро —Coop Himmelblau, KPF и RTKL, публикуется в специализированных журналах, организует учебные программы для молодых талантов и занимается благотворительностью.
Фрэнк Цзян верит в труд, талант и счастливый случай: «Год назад я познакомился на миланской выставке с Андреа Турри, и встреча оказалась судьбоносной, — вспоминает дизайнер. — Он проникся тем, что я делаю, и заказал мне разработку новой коллекции. Вы слышали об эпохе Мин? Это мой любимый исторический период.
Там было много интересного, прежде всего в художественной сфере. Утончённая живопись и роспись по фарфору, у мебели — особенные, сдержанные и вместе с тем элегантные формы. Одно характерное украшение: вокруг мебельных ножек обвивался точёный завиток. Меня поразило, насколько старинная мебель династии Мин (а это XIV–XVII века) близка современному функционализму. И нынешнему пониманию роскоши: без всякой нарочитости и перегруженности деталями, без вычурной резьбы и золота. Для мебели эпохи Мин характерны элегантные простые формы, она прежде всего функциональна. Никакого украшательства: «форма следует функции». (Как ни странно, эта современное выражение, принадлежащее Луису Генри Салливану, основателю рационализма и учителю Френка Ллойда Райта, точно характеризует мебель эпохи Мин.) Эти вещи своим гармоничным обликом обязаны в том числе и методу сборки: мебель собирали при помощи соединения «ласточкин хвост», при помощи шипов и пазов (без использования металлических элементов).
Мне всегда хотелось объединить в моей работе традицию и современность, Восток и Запад, и такой случай представился». Прошёл год, и к Миланской выставке 2017 года новая коллекция была готова и уже стояла в одном из залов экспозиции Turri. Закруглённые, плавные линии, лаконизм решения в целом, изящная проработка деталей, а на каждой из ножек — тот самый завиток из эпохи Мин, только не из дерева, а из металла.
На стенде можно было вешать табличку «Руками не трогать»: каждый посетитель норовил погладить мраморную столешницу в «раме» из итальянского ореха, обтянутую кожей. Один из барных шкафов тоже щеголял кожаной дверцей. «Наоборот, трогать! — улыбается дизайнер. — Мебель должна быть приятной на ощупь».