Гоголь-моголь
Декорации к фильму "Мертвые души"
![](/storage/thumbs/pub_image_seo/5/4242/310_194_s364.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_1_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_10_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_11_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_12_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_13_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_14_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_15_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_16_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_17_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_18_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_19_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_2_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_20_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_3_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_4_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_5_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_6_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_7_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_8_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_9_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/114/4242_main_b.jpg)
Перейти
в галерею
в галерею
Петербург, Москва, Рим (где написана большая часть "Мёртвых душ")... Но проза почти вся (за исключением "Петербургских повестей") посвящена тем местам России и Малороссии, куда Макар телят не гонял. Это губернские города, уездные городки, поместья и поместьица, гостиные городничих и гостиницы для небогатых проезжающих... Художник-постановщик фильма Григорий Широков, создавая декорации на "Мосфильме", замечательно учёл все пронзительные нюансы гоголевского бытописания и тонко воспроизвёл их в съёмочных павильонах.
Гоголь, как опытный декоратор, подробно описывал "вещевую" обстановку каждого из своих героев, да так, что персонаж приобретал и резкость, и абсурдную в своих подробностях правдивость, и трагикомическую глубину характера. "Из дверей оранжевого деревянного дома с мезонином и с голубыми колоннами выпорхнула дама..." Та самая, Дама просто приятная. Григорий Широков увидел интерьеры в домах гоголевских героев в не столь экстремальном варианте: всё гораздо спокойнее и, если угодно, среднестатистичнее. Провинция, она и есть провинция.
Всё по-русски, и в то же время неистребимо пародийно по отношению к загранице: "Кажется, как будто на всём было написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж! Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города". Эстетика постоялого двора и трактира (самовары-чашки-рюмки) свободно сочетается здесь с повсеместными заявками на Европу и всё самое передовое и модное, а то и русская изба с простой белёной печкой запросто сосуществует с чиппендейловским креслом. Декорации откровенно об этом говорят: подлинные предметы старины и их бутафории в целом рождают ощущение эпохи.
Любопытно, что русский дворянский интерьер в бытность Гоголя достиг если не своего расцвета, то национально-стилистической определённости точно. К середине XIX века интерьеры элитарного сословия заметно "обрусели" и опростились: в домах утвердился так называемый русский стиль (то самое "смешение французского с нижегородским"), который в наше время неожиданно обрёл популярность. Так что "Дело о мёртвых душах" интересно посмотреть ещё и с этой, сугубо прагматической, точки зрения. Монтаж фильма завершён, декорации разобраны - а значит, они обрели настоящую жизнь, на экране, с живыми гоголевскими персонажами, алчущими мёрвых душ.
![](https://salon.ru/img/salon_logo_desktop_white.png)