Гоголь-моголь

Декорации к фильму "Мертвые души"

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ольга Короткова

Материалы подготовил: Павел Портнов

Журнал: N4 (93) 2005

Режиссёр Павел Лунгин снимает на "Мосфильме" кино сразу по нескольким произведениям Николая Гоголя. Основной сюжет движется по маршруту Павла Чичикова. По дороге (во всех смыслах этого бездонного в русской литературе образа) возникают персонажи из "Ревизора" и даже из "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Над декорациями к фильму работал художник-постановщик Григорий Широков... До "Мёртвых душ" известный мастер отечественного кино создал декорации к картинам "Ошибка Пуаро" и "Долгое прощание" Николай Гоголь после окончания нежинской гимназии уже никогда не жил в провинции.
Петербург, Москва, Рим (где написана большая часть "Мёртвых душ")... Но проза почти вся (за исключением "Петербургских повестей") посвящена тем местам России и Малороссии, куда Макар телят не гонял. Это губернские города, уездные городки, поместья и поместьица, гостиные городничих и гостиницы для небогатых проезжающих... Художник-постановщик фильма Григорий Широков, создавая декорации на "Мосфильме", замечательно учёл все пронзительные нюансы гоголевского бытописания и тонко воспроизвёл их в съёмочных павильонах.
Гоголь, как опытный декоратор, подробно описывал "вещевую" обстановку каждого из своих героев, да так, что персонаж приобретал и резкость, и абсурдную в своих подробностях правдивость, и трагикомическую глубину характера. "Из дверей оранжевого деревянного дома с мезонином и с голубыми колоннами выпорхнула дама..." Та самая, Дама просто приятная. Григорий Широков увидел интерьеры в домах гоголевских героев в не столь экстремальном варианте: всё гораздо спокойнее и, если угодно, среднестатистичнее. Провинция, она и есть провинция.
Всё по-русски, и в то же время неистребимо пародийно по отношению к загранице: "Кажется, как будто на всём было написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж! Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города". Эстетика постоялого двора и трактира (самовары-чашки-рюмки) свободно сочетается здесь с повсеместными заявками на Европу и всё самое передовое и модное, а то и русская изба с простой белёной печкой запросто сосуществует с чиппендейловским креслом. Декорации откровенно об этом говорят: подлинные предметы старины и их бутафории в целом рождают ощущение эпохи.


Любопытно, что русский дворянский интерьер в бытность Гоголя достиг если не своего расцвета, то национально-стилистической определённости точно. К середине XIX века интерьеры элитарного сословия заметно "обрусели" и опростились: в домах утвердился так называемый русский стиль (то самое "смешение французского с нижегородским"), который в наше время неожиданно обрёл популярность. Так что "Дело о мёртвых душах" интересно посмотреть ещё и с этой, сугубо прагматической, точки зрения. Монтаж фильма завершён, декорации разобраны - а значит, они обрели настоящую жизнь, на экране, с живыми гоголевскими персонажами, алчущими мёрвых душ.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Интерьер custom-made: как работают русские мебельные мануфактуры

Актуальное направление в оформлении интерьеров — дизайн по индивидуальной мерке. Разбираем этот феномен вместе с экспертами фабрики «Интерио Гранд», российского лидера в сегменте эксклюзивных интерьеров.

#Вещи

Стоит ли дизайнеру браться за проект, который начал другой специалист: мнение профи

Мы попросили 5 специалистов поделиться опытом и рассказать о подводных камнях, которые скрывают такие проекты.

#Люди

4 причины выбрать новое кресло

Итальянская мебельная компания Turri запустила новые кресла в обивке Loro Piana Interiors.

#Новости

Как дизайнеры используют зеркала в интерьере: 9 примеров

Зеркало уже давно перестало выполнять только практическую функцию. Сегодня дизайнеры используют зеркала для декора и воплощения других задач. Показываем примеры.

#Интерьер