Голливуд в Милане: 4 удивительные инсталляции от знаменитостей
На Salone del Mobile. Milano 2025 и Неделе дизайна выставляются не только мебельщики. В прошлом году многих захватила инсталляция Дэвида Линча. Сессия же 2025 стала в буквальном смысле звёздным часом Педро Альмадовара, Паоло Соррентино, Роберта Уилсона и Су Фудзимото.

1. От автора «Молодого папы»
Оскароносного итальянского режиссёра Паоло Соррентино эстеты знают по фильмам «Великая красота» и «Молодость», а широкая публика — по сериалу «Молодой папа».
Свою инсталляцию на Salone del Mobile. Milano 2025 он назвал La dolce attesa, «Сладкое ожидание», и посвятил предвкушению, чувственного ли или визуального, но наслаждения.
Для Соррентино тема чувственных образов — одна из ключевых. Каждый его фильм обыгрывает человеческие страсти, но в медитативной манере. Это фильмы-размышления.
Пространство La dolce attesa он решил в алых тонах. (Визуализацию идей мастера помогла создать художник-декоратор Маргерита Палли.) В центре комнаты, напоминающей капсулу, световой фонарь из стеклянных деталей, по сторонам от него кушетки. Внутри скульптуры скрыты динамики, транслирующие биение человеческого сердца.
Режиссёр говорит, что взял этот образ из комнат ожидания при врачебных кабинетах. Там ожидание — момент эмоционального накала, и отнюдь не самого приятного. Соррентино уверен, что нужно научиться расслабляться, даже при таких вводных.
Соррентино призывает нас остановить бег времени и продлить сладкий миг ожидания, которое всегда есть предвкушение.
2. От самого авангардного постановщика современности
Американца Роберта Уилсона называют сюрреалистом — постановками Уилсона восхищался сам отец сюрреализма, Луи Арагон. Он концептуалист и новатор, для которого сюжет всегда на втором месте. На первом же — картинка, визуальное.
Режиссёр прославился не только спектаклями, но перформансами, например, для Леди Гаги. Ее он поместил в контекст картин из Лувра.
На Неделе дизайна в Милане Уилсон предложил своё видение Пьеты Микеланджело.
Проект Уилсона Mother, «Мать», развернулся в интерьерах Музея Ронданини в Кастелло Сфорцеско. Режиссёр поместил скульптуру в звуковое и световое окружение.
Сам художник, скульптор и дизайнер (все три дисциплины он изучал на профессиональном уровне), Уилсон умеет работать со светом. И именно свет — главное в Mother.
«Без света не существует пространства», — считает постановщик. Его Пьета становится частью светового шоу: одна подсветка сменяет другую, создавая тревожный образ.
Силу образа удваивает звуковое сопровождение: произведение эстонского композитора Арво Пярта Stabat Mater, сделанное в формате средневековой молитвы.
3. Диван как фильмография
Ультраизвестный испанский режиссёр Педро Альмодовар спроектировал мебель для французского бренда Roche Bobois. Эта марка славится коллаборациями. Например, у бренда был совместный проект с модельером Жаном-Полем Готье.
В случае с Альмодоваром это не просто мебель, но своего рода профайл режиссёра. Центральная модель коллекции — модульный диван Lounge. Каждая секция украшена принтом с кадром из какого-нибудь фильма Альмодовара.
Все модели — за подписью режиссёра, и вышли ограниченным тиражом в 50 штук.
Коллекция получила название Cromática и получилась такой же яркой, как картинка на экране: Альмодовар известен своей любовью к ярким цветам.
Режиссёр говорит, что это не столько мебель, сколько настоящий заряд оптимизма. И свою роль в дизайне, так же как в кино, он видит в том, чтобы напомнить людям о радости жизни.
4. Биофильный дизайн от гуру архитектуры
Культовый японский архитектор из мира больших градостроительных объектов Су Фудзимото выстроил на Salone del Mobile.Milano 2025 павильон The Forest of Space.
Здесь устраивали мастер-классы и дискуссии в рамках Международного форума, приуроченного к выставке освещения Euroluce, проходящей в соседних павильонах с Salone.
Су Фудзимото знают как мастера биофильной архитектуры, когда здания обтекаемых форм вдохновляются природными объектами и похожи на них. А ещё он сторонник повестки eco green, экологичного и «зелёного» дизайна, и стремится по максимуму использовать натуральные материалы.
В The Forest of Space он создал амфитеатр, который служит и сценой, и сиденьями. Конструкция мобильная, её можно собирать и разбирать. Материал — деревянные рейки.
По задумке японского архитектора, ты оказываешься как будто в чаще леса, тебя обступают деревья, за которыми проглядывает новый пейзаж. Идея инсталляции — в многослойности. При этом возможность повторного использования и выбор материала — в копилку дизайна sustainability и темы ответственного потребления.
