HABITARE
Выставка скандинавского дизайна Habitare-2001, проведенная в Хельсинки с 18 по 23 сентября, представила новинки мебели и аксессуаров
Перейти
в галерею
в галерею
Совсем другая тональность присуща мебели и аксессуарам для дома.
Здесь используется минимум прозрачного материала. Финны любят все натуральное: дерево, металл, шерсть (особенно овечью). А поскольку Финляндия является основным поставщиком дерева в Европе, то и сама она активно использует его на своих фабриках. Благодаря этому сауны, кухни, шкафы, производимые здесь, не только очень красивы, но и экологичны. Не стремясь к агрессивной экспрессии, достигаемой технологическими изысками, финны заняли нишу "естественного" дизайна, который никак не конкурирует с итальянским, но и не стремится к этому.
Например, кресло фирмы INNO с железной спинкой и "овчинным" сиденьем выставляется на стенде фирмы во время Habitare уже 12 лет - и в течение всего этого периода имеет неизменный успех! Креатив финский, а вот шкурка овчинная - из Швеции. Основную конкуренцию финскому дизайну составляют шведы, и на их очень яркую, почти в стиле Cappellini продукцию просто невозможно не обратить внимания. Шведская компания SCANDIFORM выпустила в этом году новую линию мягкой мебели Contrast, апофеозом которой является модель дивана для гостей non-stop. Он "составляется" из отдельных кресел, обивка которых досконально отражает цветовую гамму радуги: диван начинается красным креслом, а заканчивается темно-фиолетовым. Стул Papa этой же фирмы сделан из столь любимой всей Северной Европой светлой фанерной древесины, очень прост по форме, а его сиденье обито светло-серым каракулем. Еще одна шведская компания LAMMHULTS представила ярчайшую серию кресел Monday - "угловатых", но весьма симпатичных (дизайн Love Arben), как нельзя более "утренних".
А посему - сохраняет своеобразие.
Финская компания AERO выдала на гора еще одну новинку от дизайнера Eero Aarnio - оригинальное и удобное кресло-качалку. Поистине бурное веселье творилось вокруг стенда финской фирмы FORMVERK, и создавали этот ажиотаж светильники в виде... мужских трусов, которые гордо воспаряли на тоненьких металлических распорках (дизайн Jukka Korpihete). Светильник сделан с такой неподдельной, почти детской реалистичностью, что поначалу даже вызывает испуг.
Немецкая фабрика SEDUS представила оригинальный вариант офисной мебели - красно-черное кресло под названием Сorner (дизайн Peter Wilson). Его особенность в том, что центр тяжести (хромированная ножка) смещен, а спинка - в виде угла.
Солнечный BENETTON презентовал свою продукцию именно в условиях севера, рассчитывая на большую популярность. Текстиль и постельное белье демонстрировалось "в действии" - на мебели от INNOVATION, известной как марка исключительно молодежная.
Продолжая молодежную тематику, мы должны наконец рассказать, что же было представлено молодыми скандинавскими талантами в рамках конкурса Young Nordic Design: Generation X. Сейчас работы этого конкурса уже имеют постоянную экспозицию в Хельсинки, но прежде чем "осесть" на родине, выставка объехала полмира, а в ноябре 2000 года открывала новый Scandinavia House в Нью-Йорке.
Участников конкурса в этом году прибавилось, и новички экспонировали свои работы на Habitare. Так, Tanja Martin и Heikki Myllyluoma создали серию кресел из красного и белого войлока под названием Memory. Эти смешные плюшевые кресла на железных ножках никому конкретно не посвящаются, и столь серьезное название происходит исключительно из биологии: поверхность кресел сплошь испещрена крупными бороздками, напоминающими извилины мозга.
Студия молодых дизайнеров M 4 представила интересный вариант акустических колонок (которые звучат действительно неплохо). Они исполнены в виде... настоящих уличных фонарей (серия Nollonollo).
Дизайнер Tahja Lehtinen - настоящий пастух для своих креативных "деток": ведь все они сделаны сплошь из овечьей шерсти. Даже скамейка под названием "Круассан".
Долгая зима определяет тягу к теплу и уюту. Поэтому, кроме натуральной шерсти и овчины, скандинавы используют войлок. Иногда даже трогательно "оборачивая" в него стаканы. Словом, дизайн для человека, с максимальным использованием натуральных материалов - и при этом не без постмодернистской дизайнерской игры с формами и объемами: таков, пожалуй, нордический характер северного дизайна. И выставка Habitare в очередной раз подтвердила не только его своеобразие, но и совершенную состоятельность именно как "северного направления" в дизайне.