Хаос-хаус

загородный дом (460 м2) на Николиной Горе

Дата публикации: 24.08.2000

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Данила Гуляев

Автор проекта: Левон Айрапетов, Андрей Панченко, Валерия Преображенская, Павел Романов

Конструкции: Арутюн Саакян

Руководитель строительных работ: Алексей Вавилкин

Художник: Алдис Карковскис, Мария Карковскис

Журнал: N6 (117) 2007

У людей, далеких от современной архитектуры, такие дома, как этот, вызывают много вопросов. Прежде всего - зачем у него такая странная форма и уютно ли в нем жить. Автор проекта архитектор Левон Айрапетов ответил на оба вопроса сразу - это дом для человека, готового столкнуться с хаосом

Прежде всего надо пояснить, что владелица этого дома занимается непростым и непредсказуемым бизнесом, требующим незапланированных решений. К хаосу она привыкла и всегда к нему готова - он каждый день окружает ее на работе. Точнее, она каждый день его осваивает. Просто работа у человека такая, творческая: не бояться хаоса и постоянно его подчинять разуму, структурировать и облагораживать. Это действительно творческий, художнический подход - и к делам, и к жизни вообще. И встреча с архитектором Айрапетовым для такого человека неслучайна. Потому что Левон Айрапетов и не скрывает, что в архитектуре тоже занимается освоением хаоса. Звучит общо, но у него есть вполне реальная метода и вполне прагматичная (хотя и возвышенная тоже) философия. Ведь как работают он и его команда? Они не создают конкретный проект дома по конкретному заказу. Айрапетов рисует, на бумаге: чертит схемы и карты воображаемого пространства, эскизирует свою мысль, которая бежит навстречу чему-то неупорядоченному и неисследованному. Представьте себе иероглиф, только практически бесконечный. Так вот, план дома он берет именно из такого иероглифа - буквально изымает фрагмент рисунка. И называется проект, кстати, "Z-иероглиф".

Этот дом был спроектирован подобным образом в 2001, еще до того, как был заказан. А в 2002-м его макет был выставлен на "Арх Москве". Построили его в 2006. Один из критиков при осмотре сданного объекта сказал, что дом нефотогеничен - его невозможно сфотографировать так, чтобы кто-то понял его конструкцию. Но дело в том, что его и вживую, не на фото, невозможно воспринять целостно и уместить у себя в голове, как это происходит с обычными - четырехугольными симметричными - домами. Дом "Z-иероглиф" непредсказуем - это изменчивое и неограниченное пространственное построение. Здесь нет центра (входа, выхода), центрального фасада, а значит, и торцевого. Дом не развернут в какую-либо сторону, он словно бы собран из обломков, каждый из которых ведет в своем направлении. Стоя на одном месте, вы никогда не поймете, как устроен дом, - здесь нет готовой композиции, которая считывалась бы из любой точки, как в традиционной архитектуре.

Чтобы понять логику дома, по нему надо двигаться. Так, первый этаж - это большое пространство, разделенное на несколько зон - холл, гостиную, столовую, кухню, каминную и т.д. Второй этаж состоит из двух спальных блоков, гостевого и хозяйского, которые соединены стеклянным коридором с выходом на кровлю. Вроде бы все традиционно, но не совсем. Весь дом буквально изрезан острыми углами неожиданно смыкающихся стен и пикирующих потолков. Поэтому каждая отдельная зона - это не традиционная комната, а скорее просторная пещера в нагромождении скал. Но нагромождение это, конечно, предельно продуманное. Каждая "пещера" на первом этаже имеет свой выход наружу и в принципе является автономным пространством. Вообще, отсутствие жесткого разделения между внутренним пространством и внешним - одна из главных особенностей дома. Потому что он построен не для того, чтобы отделять человека от мира, а чтобы просто быть тут, на Николиной Горе. Быть как часть творения - как холм или лес. Опять же возникает вопрос, зачем все это надо. Вот тут у Айрапетова жесткий ответ. Ни за чем. У автора не было задачи сделать все правильно, как надо. У него была задача показать безграничность пространства. Дом-иероглиф будит сознание, готовит к встрече с хаосом, то есть с самой жизнью, живой и непредсказуемой. Причем нельзя утверждать, что дом неуютный. Тут есть все, что нужно для комфортной повседневной жизни, - бассейн, несколько спален, турецкая баня, террасы, тренажерная, гардеробные и т.д. Но главное все-таки, что здесь есть многое для неповседневной жизни, не укладывающейся в традиционные рамки.

Левон Айрапетов:
"Рисунок, сформировавший этот дом, был сделан еще в 2001. Поиска в процессе создания концепции как такового не было - мы просто воплотили линии того рисунка. Уже потом мы сделали пространство функциональным и жилым, но это в любом случае не самое важное, это вопрос ремесла. Главная же задача - показать бесконечную изменчивость пространства. И мы благодарны заказчику за смелость"

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Как современные художники улучшили общественные культурные пространства Москвы?

10 городских площадок украсили уникальные авторские муралы. Показываем их — и рассказываем, как проект «Контуры Культуры» модернизирует учреждения культуры с помощью стрит-арта.

#Места

Представление заказчиков об идеальном интерьере: квартира в бежевой гамме с модными акцентами

Дизайнер Наталия Худая оформила квартиру для молодой пары. Современный стиль отражает представление заказчиков об идеальном интерьере, в котором главенствуют уют, комфорт и функция, а отсутствие излишнего декора компенсируют фактурные детали.

#Интерьер #Квартиры #Современная #Санкт-Петербург

Восстановили исторические детали и создали утраченные: интерьер квартиры в Санкт-Петербурге в доходном доме начала XX века

Дизайнер Елена Зингер реконструировала петербургскую квартиру, создав авторский интерьер в стиле модерн.

#Интерьер #Квартиры #Модерн #Санкт-Петербург