Хироюки Ямакадо

Четкость форм, свежесть и выразительность образов в мебели японского дизайнера Хироюки Ямакадо

Дата публикации: 22.04.2001

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N11 (45) 2000

Хироюки Ямакадо - японский дизайнер, вот уже около полутора десятка лет живущий во Франции. Странное сочетание - Франция и Япония... Оно не вызывает почти никаких ассоциаций. Уж слишком разные эти страны. Разве что-нибудь из мира моды: Кензо, Иссей Мияки... Впрочем, несовместимое может соединяться благодаря совпадению или чуду, грань между которыми очень тонка.

Однажды Хироюки, большой любитель новых впечатлений, отправился в кругосветное турне. В момент, когда их группа оказалась на борту корабля посреди Индийского океана, произошло знакомство молодого японца с француженкой Аньес. Скоро они поженились, а через десять лет после того памятного путешествия возникла мебельная фирма YAMAKADO.

В 1986 году появилось кресло-качалка Yam, изготовленное из ламината, которое и по сей день остается знаковым символом фирмы YAMAKADO.
За полтора десятка лет Хироюки придумал около шестидесяти моделей. Позже дизайнер стал создавать и несколько упрощенные, коммерческие вещи. Ибо в 1991 году у семьи Ямакадо в Анжу на берегу Луары появилась мебельная фабрика. А вот первые предметы мебели особенно явно свидетельствуют о своеобразии японского дизайна, к которому можно с полным правом причислить работы Ямакадо. Понять, в чем заключается это своеобразие, - так же сложно, как и постигнуть загадочную японскую душу.
Сегодня в Европе работает много японских дизайнеров, приобретших здесь известность и авторитет: Умеда, Тошиюки Кита, Исао Хосое. Вещи, создаваемые ими, всегда отличаются свежестью образа, неожиданностью и шокирующей простотой. Порой они кажутся странными и нездешними. На наш взгляд, секрет успеха заключается в том, что европейская мебель им совершенно чужда! Японец живет среди других вещей, его душа и тело иначе общаются с ними. Достаточно представить хотя бы то, что в комнате, которая у нас называется гостиной, они передвигаются на коленях.

Ямакадо говорит, что создавая новую вещь, он словно заново выдумывает ее. Дизайнер чаще исходит из природных образов, графических противопоставлений и даже игры слов, чем из традиционных форм. В голове японца нет того контекста, в его генах нет того шифра, какие есть у европейца. И в творчестве ситуация "белого листа" оказывается очень плодотворной.
Вот что говорит автор о кресле-качалке Yam: "Я обернул вокруг сферы плоскую поверхность. Две абсолютно разные формы начинают работать для одной цели". Исходным же моментом творчества была ассоциация: качание вызывается ветром, ветер - символ энергии и жизни, ибо он оплодотворяет землю, принося дождь. Так появилась сфера, навевающая мысли о земном шаре. Ну как, дорогой читатель, вас удивляет ход японской мысли? Дизайнер из Страны восходящего солнца вовсе не думал о ширине спинки и высоте подлокотников. Хотя, нет, наверное, думал, но уже после того как мысленно обежал весь мир.
Стремление жить в согласии с природой - особенность менталитета японцев. И те размышления, которые могут нам показаться не относящимися к делу или даже бредовыми, в результате выливаются в неожиданную, поражающую четкостью формы и выразительностью образа вещь.

Вешалка Meteo тоже возникла исходя из природных ассоциаций. Верхняя одежда, которую оставляют в прихожей, навевает мысли о ненастной погоде. Визуализацией ваших грустных мыслей становится вешалка, и тем самым вы от них освобождаетесь в соответствии с законами психологии. Как это приятно: "снимать" плохое настроение вместе с одеждой в прихожей! Итак, на этот раз предмет мебели Ямакадо стал буквальной цитатой из книги природы, ибо Meteo напоминает согнувшееся от порыва ветра дерево с облетевшими листьями.

Один из бестселлеров фирмы YAMAKADO - складной стул Cinderella. "Золушка" появилась из лаконичного графического рисунка: креста и круга.
Противоположности и противоречия действуют на Ямакадо гипнотически. Ему нравится объединять, гармонизировать их. Дизайнер сам признается в этом и... провозглашает своим творческим принципом. Пожалуй, здесь тоже выражается национальный характер: мягкое упрямство японцев, которые не желают ни господствовать, ни подчиняться.

"Золушка" имела большой успех. Нет, не на королевском балу, а всего лишь на рынке. Высокая оценка, данная публикой именной этой модели, позволила "маленькому государству" YAMAKADO быстро развиваться и укреплять свои позиции. Так появились заводик в Анжу и шоу-рум в Париже. На сегодняшний день инженер Хироюки и математик Аньес стали настоящими специалистами в том, что касается стульев. Многие их модели заключают в себе маленькие открытия, подтвержденные патентами, а стиль отличают простота, чистота линий, функциональность и... единство противоположностей, присущее и самим создателям.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

​Не только Европа: почему взгляд дизайнеров обращен на Восток

Пока логистика из Европы остается сложной, на горизонте появилась новая, уверенная сила. Речь уже не о точечных поставках, а о системном игроке, предлагающем подборку премиальной продукции из Китая. Бренд Sky Living бросает вызов привычной карте мира дизайна, заявляя о себе как о полноценной альтернативе европейским гигантам.

#Где купить

Гедонизм 2.0: театр впечатлений, который вы создадите у себя дома

Картинка, как в кинотеатре, обволакивающий 3D-звук, искусственный интеллект и другие составляющие современного домашнего кинотеатра.

#Интерьер

Тренд — матовые поверхности: новая роскошь на кухне

Матовые поверхности глубже раскрывают цвет, подчеркивают форму и не утомляют. На кухне это не только эстетичное, но и практичное решение. Почему тренд на матовость задержится в интерьерах надолго и какие решения взять на заметку? Рассматриваем на примере премиальной коллекции Mythos Black Line от компании Franke.

#Интерьер

Зеркало в стиле дюн — в арт-гостиную

Компания Lasvit показала в Дубае модель, вдохновлённую красотой песков. Как нельзя более аутентичный образ для этого региона!

#Новости