Художник и основатель собственной компании: Уильям Моррис
Дарования Уильяма Морриса были столь богатыми, что если бы он лишился части своих талантов, этого никто бы не заметил: художник, писатель, издатель, философ, идеолог движения «искусства и ремёсла» и основатель собственной компании.
Звезда родилась
Уильям Моррис (1834-1870) родился в пригороде Лондона, городке Уолтемстоу (с 1965 года он стал частью Лондона). Семья была обеспеченной, и в числе владений его отца имелся лес, в котором сохранились загадочные древние артефакты каменного века. Это произвело впечатление на тонкую натуру ребёнка, и отныне всегда в своём творчестве Моррис будет обращаться к древним временам, пытаться переосмыслить прошлое и связать его с настоящим.
В Оксфорде, где он изучал литературу и богословие, он увлёкся рыцарскими романами, Средневековьем и... социалистическими идеями. Молодой Моррис работал в архитектурном бюро, потом занялся живописью. Писал, конечно, в духе прерафаэлитов. Его картина «Изольда» — портрет его будущей жены, Джейн Бёрден. Ослепительная красавица родом «из низов», по некоторым сведениям, послужила прототипом Элизы Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу.
В красном доме
1860-й год. Red House («Красный дом») — веха в жизни Морриса. В английском языке нет смыслового пересечения между понятиями «красный» и «красивый», как в русском, и лондонский дом Морриса назвали так, просто потому что он был сложен из красного кирпича. Но при этом для самого хозяина он стал воплощением всего самого красивого, правильного, нравственного.
Это был дом-проект, дом-философия. Его интерьер он создавал вместе с единомышленниками — художниками Россетти и Бёрн-Джонсом. Для дома понадобились мебель, ткани, обои — и через год, в 1861-м, возникает компания «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко», которая занимается производством предметов интерьера: гобеленов, витражей, мебели, обоев, ковров, посуды, а кроме того, создаёт ювелирные изделия и делает росписи.
Моррис советовал: «Не держите дома ничего, о чём вы не можете сказать, что оно полезно или красиво». Совет актуален как никогда.
Мастерскими управляли рабочие кооперативы, труд был ручным (поскольку Моррис был против массового машинного производства, против обезличивания вещей). Гобелены Морриса — отдельная строка в истории искусства и в истории современного ткачества. Обои печатали вручную с досок, на которых были вырезаны орнаменты по эскизам Морриса. Он считал, что сюжеты надо брать простые, не «экзотические»: изображать цветы шиповника, тюльпаны, землянику, птиц, которых можно каждый день встретить в саду, обычные деревья вроде ивы или липы, мирно пасущихся оленей…
Любовь к средневековым манускриптам помогла Моррису выработать свой авторский стиль — изящный, с тонкой проработкой деталей. Травы и цветы затейливо переплетаются на обоях и тканях по дизайну Морриса, образцы которых бережно хранятся в архивах фабрики Morris & Co (с 1875 года компания «укоротила» своё название).
На пике моды
Никто не знает, почему обои и ткани по дизайну Морриса имеют столь оглушительный успех спустя 160 лет со «дня рождения». Но это факт: ведущие архитекторы и дизайнеры оформляют ими дома самых взыскательных клиентов, причём часто используют их в качестве акцентных элементов пространства (например, обоями декорирована зона камина в гостиной по проекту дизайнера Алексея Бочкова или пространство у изголовья кровати в спальне по проекту Ольги Тищенко).
Но факт остаётся фактом: орнаменты Морриса желанны в декоре и загородного дома, и городской квартиры. Их хочется буквально надеть на себя, о чём говорит капсульная коллекция одежды, выпущенная какое-то время назад в коллаборации H&M x Morris & Co. Знаменитые тюльпаны здорово смотрятся на платьях и блейзерах. В настоящее время (с 1985 года) компания Morris & Co входит в Sanderson Design Group. Здесь бережно хранят традиции, выпуская культовые обои и ткани по дизайну Уильяма Морриса. И хотя великий художник не обрадовался бы, узнав, что их создают методом машинного производства, с которым он боролся, мы, потомки, рады, что получили возможность приобщиться к прекрасному, ведь цена этого чуда относительно демократичная (если сравнить с изделиями ручной работы).