И все Людовики сразу
Посольство Королевства Нидерландов в России
Перейти
в галерею
в галерею
Его вытянутый фасад украшен забавным карнизом с множеством львиных масок, чередующихся с лепными цветами. Над проездной аркой нависает красивый эркер с богатым растительным узором. Выше парадного входа в резном овале поблёскивает металлическими окантовками витраж, а дата "1888" точно указывает на время, когда владелец дома отметил новоселье. Московский книгопродавец Думнов был человеком образованным и обладал коммерческой жилкой. В городе хорошо знали его товар - учебники для гимназий и училищ, отличавшиеся высоким качеством полиграфии. Дело было прибыльным, и торговля Думнова расширялась. Настоящего расцвета достигла его издательская деятельность, когда ему удалось встать во главе петербургской издательской фирмы "Наследники братьев Салаевых". Женившись на одной из племянниц Салаевых, он не только умножил своё состояние, но и создал крупный Торговый дом, знаменитый выпуском первых сочинений Ивана Тургенева, Николая Гоголя и других, которые ныне являются библиографической редкостью. Учредив представительство фирмы в Москве, Думнов задумал строительство дома - визитной карточки своего богатства.
В 1887 году проект особняка был заказан архитектору Алексею Михайловичу Щеглову. Для двадцатипятилетнего зодчего это была первая постройка, и он реализовал в ней самые смелые желания заказчика. Интерьеры дома воспроизводили стиль эпохи классицизма. Традиционная анфилада, нанизывающая парадные и более скромные жилые помещения, была сохранена. Роскошная мраморная лестница вела в аванзал второго этажа, где в огромном зеркале отражались огни люстры с подвесками из венецианского хрусталя и витражное окно над парадным входом. Потолок пятиоконной гостиной - в стиле "неогрек", с лепными вставками на темы античной мифологии. Кабинет хозяина с вензелем "WD", обвитым листьями аканта, отличался небольшими размерами, а в его декор были введены элементы разных стилей. Он был создан, как говорили сто с лишним лет назад, "в стиле всех Людовиков сразу". То же можно сказать и о столовой, где белый с золотом потолок является изящной рамой для плафона "Влюблённые у фонтана". Живописные вставки дамского будуара в женской половине дома изображали нежных амуров и нимф. Богатый орнамент завитками лепнины перебивал скуку классицизма в планировке комнат. В зале - ротонде четыре пары ионических колонн поддерживали свод, богато оформленный стилизованными цветами.
Если архитектурное решение дома годами оставалось прежним, то его интерьеры, где также господствовала эклектика, менялись, как менялись и его хозяева. В конце XIX века дом купил состоятельный инженер Марков, а в 1903 году им уже владел нефтепромышленник Попов. Сегодня в резиденции посла Королевства Нидерландов Тиддо Питера Хофстее убранство комнат соответствует вкусу его супруги госпожи Лоренс Кортхалс. "Я жила во многих городах мира, - говорит она, - но нигде не видела столь бурной жизни, как в Москве. Здесь удивительным образом сочетаются история, культура и активное развитие бизнеса". Госпожу Кортхалс восхищает дом, где она сейчас живёт: "Русские архитекторы строили с непременным стремлением совместить комфорт и красоту". Ей и раньше доводилось жить в исторических зданиях. "Приятно поддерживать атмосферу старины и в то же время добавлять что-то своё", - замечает она. Госпожа Кортхалс внесла тактичные изменения в интерьеры особняка, дополнив их множеством зеркал, необычных светильников и предметами старины. Стены дома украшены полотнами голландских художников гаагской и амстердамской школ. Однако в резиденции есть и современные художественные работы. Одна из них, на которой изображены дети господина посла, находится в библиотеке. Так, в резиденции Королевства Нидерландов всё ещё жив мир эклектики, в котором нашли место мебель стиля ампир, голландские печи ушедшего в прошлое русского быта, потолки "всех Луи" и множество цветов - знаменитых тюльпанов, символов Голландии.